В последнее время, по наблюдениям логопедов и дефектологов, число детей, которые начинают поздно говорить, резко увеличилось. С чем это связано и что делать в ситуации, когда любимое чадо отказывается или изъясняется жестами, когда его ровесники уже бегло тараторят стишки?
На эти и другие вопросы, волнующие многих родителей, «Информ Полису» ответили врач-нейрофизиолог Маргарита Чеботарева и логопед Виктория Ловцова.
Смотрите, кто не говорит
Разумеется, развитие речи процесс индивидуальный и не нужно стричь всех под одну гребенку, сравнивая одного ребенка с другим. Однако, как утверждает врач-нейрофизиолог детской клиники «Диамед плюс» Маргарита Чеботарева, необходимо четко понимать разницу между нормой и патологией в развитии речи.
- В год здоровый ребенок начинает осознанно говорить от 5 - 6 до 10 слов (папа, мама, дай и т. п.). Есть детки, которые не говорят первых слов в год, а на два-три месяца позже, это не всегда является патологией. Установлено, например, что мальчики немного позже начинают говорить, чем девочки, но необходимо помнить, что и процент задержки в развитии речи у мальчиков выше, чем у девочек, - говорит Маргарита Чеботарева.
Кстати, а почему девчонки начинают болтать раньше мальчишек? Это, по словам врача, объясняется довольно легко: в области мозга, взаимосвязанной с речевым процессом, у девочек имеется гораздо больше нервных окончаний, поэтому они начинают говорить на несколько месяцев раньше, а также использовать при общении словосочетания и сложные предложения.
Причины задержки
Родителям малыша очень важно вовремя помочь, если у ребенка возникли трудности. И здесь самое главное – понять причину затянувшегося молчания. Бывает, что малыш сам по себе молчун или чересчур увлекается гаджетами, уже в таком раннем возрасте заменяя живое общение Интернетом. Здесь совершенно очевидно, что родителям просто удобно заменять живой диалог на гаджет, соответственно, ребенку и неоткуда черпать нужную информацию. Но бывает и так, что причины молчания кроются гораздо глубже.
Так, по словам специалиста, причинами задержки речевого развития у детей могут явиться неблагоприятные факторы в период беременности мамы - перенесенные инфекции, гиповитаминоз и нарушение питания, курение; преждевременные, стремительные роды, родовые травмы (асфиксия, гидроцефалия, повышенное внутричерепное давление) и другие неблагоприятные факторы. Болезни в первые годы жизни также могут служить причиной того, что малыш не говорит.
- Задержкой речевого развития часто страдают дети, у которых кто-то из родителей имеет расстройство психики либо злоупотребляет алкоголем. Задержка речевого развития свойственна детям с ДЦП, синдромом Дауна, с ранним детским аутизмом, синдромом гиперактивности, синдромом Ландау-Клеффнера и другими тяжёлыми заболеваниями. Независимо от причины, которая привела к повреждению головного мозга, исход одинаков — разные зоны головного мозга начинают работать неправильно или недостаточно активно. Необходима своевременная диагностика данных состояний (совместная работа педиатра, невролога, логопеда, психиатра), - рассказывает врач-нейрофизиолог.
По словам специалиста детской клиники «Диамед плюс», для правильной диагностики и лечения (если в нем есть необходимость) нужно внимание нескольких специалистов. Невролог проведет диагностику и поможет определить или исключить поражения головного мозга. Для оценки развития мозга он может назначить ЭЭГ (электроэнцефалограмма), М-эхо (эхоэнцефалоскопия) или более углубленное исследование функции мозга – ЭЭГ мониторинг сна и бодрствования (чаще у детей в сочетании задержки речи с психическими нарушениями). Логопед помогает поставить правильное звуковое произношение, проводит массаж речевой мускулатуры, улучшает дикцию. Кстати, дефектолог зачастую работает в тандеме с логопедом. Основная задача этих специалистов - устранение проблем в развитии у детей с психическими недостатками. Психолог помогает развить память, внимание, мелкую моторику рук, справиться с психологическими травмами, повлекшими за собой задержку в развитии речи. Сурдолог - это врач, помогающий в лечении заболевания слуха. При подозрении на тугоухость у детей проводится обследование.
- Один из немедикаментозных, альтернативных методов лечения задержки речевого развития - биоакустическая коррекция (БАК), Транскраниальная микрополяризация (ТМП), Транскраниальная магнитная стимуляция (ТМС) - в комплексе с занятиями с логопедом, лечением невролога способствует более быстрому результату лечения, развития речи, - рассказывает Маргарита Чеботарева.
Именно подобная процедура - ТМС – сильно помогла ребенку жительницы Улан-Удэ Ирины.
- В год мой сын не говорил ни слова. Невролог взяла нас под свое крыло, так сказать. Поставила на учет, и мы каждые три месяца ходили к ней на прием. Первые слова «мама» и «папа» сказал в 1,8. И в два года нам официально уже поставили диагноз ЗРР (задержка речевого развития). Мы начали упорное лечение. Самое главное, все препараты нам выдавали бесплатно. Затем по направлению от невролога мы пошли на процедуру ТМС. 10 сеансов плюс диагностика. Прошли три курса с периодичностью раз в полгода. Неврологи мне говорили, что сейчас модно стало ждать, когда ребенок сам заговорит, чего категорически делать нельзя. Нужно хотя бы провести диагностику причины неговорения, - поделилась историей Ирина.
Когда бить тревогу (по данным американских семейных врачей)
Возраст | Понимание речи | Собственная речь |
1 год | Нет лепета | Ребёнок не показывает на предмет и не общается жестами |
1 год и 3 месяца | Ребёнок не смотрит на игрушки, не показывает по названию родителям предметы и людей. По норме ребенок должен к этому времени различать 5 - 10 предметов. Например, любимые игрушки | В речи менее трех слов |
1 год и 6 месяцев | Ребенок не может выполнить такие одноступенчатые инструкции, как «подними ручку», «улыбнись» | Ребенок не использует «мама», «папа» и/или другие имена |
2 года | Не соотносит слова и названия частей тела | В речи менее 25 слов |
2,5 года | Не отвечает на вопросы (словесно или кивком/покачиванием головы | Не использует собственные двухсловные предложения, включая сочетания «существительное + глагол» |
3 года | Не понимает предлоги или слова, обозначающие действия | Не может выполнить двухступенчатую инструкцию («возьми мячик, а теперь дашь его мне?») // В речи менее 200 слов. При этом ребенок не просит предметы, называя их (только указывая пальцем). Повторяет предложения в ответ на вопрос (эхолалия). В любом возрасте - регресс в развитии речи и приобретенных навыков. |
Отсутствие диалога
И вправду, тенденция того, что дети стали позже «заговаривать», есть.
- И количество таких детей растет. Трудно назвать одну причину этой проблемы, но это в том числе большое количество гаджетов в доступе, отсутствие диалога между родителем и ребенком. Упускаем такие важные вещи, как чтение сказок, пересказ, повышение мотивации к речи путем переспроса и исправления «детской» речи. Некоторые предполагают как неблагоприятный фактор экологию, - считает руководитель логопедичекого клуба «Говоруша» Виктория Ловцова.
Она приводит яркий пример, наглядно демонстрирующий, насколько порой родители невнимательны к собственному ребенку.
- Звонит родитель ребенка, который говорит: «Моему сыну 6 лет, на следующий год в школу - он не говорит. Вы можете помочь?». Естественно, первый вопрос: «Вы уже обращались к специалистам?». Ответ: «Нет». «Почему?» - «Ну он жил в деревне. Когда не заговорил, мы обратились в дацан. Там сказали, чтобы не переживали – заговорит» - «Когда это было?» - «В три года». Либо родственники советуют ждать, когда пойдет в садик и там якобы все исправится, - делится историей она.
Кстати, эта ситуация тогда решилась положительно. Вообще специалисты логопедического клуба «Говоруша» помогают неговорящим и плохо говорящим детям в запуске речи, а также исправляют речевые нарушения и сотрудничают со специализированными центрами в комплексном подходе решения проблем задержки речевого и психоречевого развития у детей.
Клуб имеет три удобно расположенных филиала. Запись по телефону +7-9025-62-38-92, группа в социальной сети «ВКонтакте» - vk.com/club77202229.