В Красноярске часто вводят режим «чёрного неба». Это означает, что вредные вещества не рассеиваются, а накапливаются в воздухе при безветренной погоде. Вокруг краевой столицы много промышленных предприятий, что негативно сказывается на экологии.
Однако от опасных выбросов задыхается не только Красноярск, но и Бурятия с соседним Забайкальем. В январе этого года в Улан-Удэ тоже объявляли режим «чёрного неба». Из-за погодных условий и работы предприятий в воздухе скопились вредные примеси. Людям даже рекомендовали не выходить из дома.
Опасность возникла из-за работы угольных котельных и угольной же ТЭЦ – республика никак не может добиться газификации, сообщает «Собеседник». «Газпром» считает её «нецелесообразной» из-за высоких расходов на трубу и переоборудования жилых домов и заводов. Денег, чтобы профинансировать «национальное достояние», у республиканских властей нет.
Местная жительница Мария Авсиевич создала интернет-петицию, адресованную Минздраву России. Она попросила федеральное ведомство обратить внимание на проблемы Улан-Удэ. Но и это пока не помогает.
- Дым накрывает город густым смогом. Мы строим стадионы, ледовые катки, водим детей в спортивные секции, заботимся о здоровом будущем. Но всё это практически теряет смысл! – негодует Авсиевич.
Если в Красноярске на отоплении вредным углём зарабатывает олигарх Андрей Мельниченко, то в Улан-Удэ ТЭЦ связана с государством, отмечает издание. Местная станция входит в состав ПАО «ТГК-14». Согласно списку аффилированных лиц, 39,81% акций общества находится у ООО «Энергопромсбыт» – дочерней структуры РЖД. Основной же пакет через управляющие компании контролируется НПФ «Благосостояние». Он, в свою очередь, принадлежит той же РЖД, госкорпорации ВЭБ и… Газпромбанку.
- Так что «Газпрому» незачем газифицировать Бурятию – он и так зарабатывает на отоплении республики углём. Похожая ситуация сложилась в Чите, – отмечает «Собеседник». – Уголь же для ТГК-14, как удалось выяснить, стало поставлять некое ООО «Вектор». Им владеет бизнесмен Лю Байпэн.
«У нас мечты не сбываются»
Жители бурятской столицы каждую зиму задыхаются от удушливого смога. В январе из-за отсутствия ветра в Улан-Удэ и в самом деле вводили так называемый режим «чёрного неба». Неблагоприятные метеорологические условия второй степени опасности объявили впервые за последние 15 лет.
Вопрос чистоты воздуха в городе встаёт ребром с наступлением холодов ежегодно, и каждый раз ситуация, кажется, только усугубляется. Сегодня соцсети буквально пестрят жалобами на едкий дым, окутавший город. Кто-то, по традиции, грешит на частные дома, кто-то – на ТЭЦ, кто-то – на местные предприятия. Задыхающиеся от смога улан-удэнцы и жители соседней Читы даже «наряжают» символы своих городов в маски и противогазы.
В конце февраля в городе состоялся митинг за газификацию Бурятии. Планировалось, что на него придёт около 500 человек, но явилось всего несколько десятков. С собой участники мероприятия принесли плакаты с надписями «Где газ? Народное достояние!», «Газ – народу, валежник – чиновникам!» и «У нас мечты не сбываются». Один из инициаторов акции – известный общественник Алексей Карнаухов – пояснил infpol.ru, что речь идёт именно о переводе на голубое топливо котельных и ТЭЦ – оно и дешевле, и экологичнее.
- Есть разные предложения по этому поводу, в том числе – газификация частного сектора. Но вопрос об этом пока не стоит. С нашей ментальностью и национальными чертами все начнут тут массово гореть и взрываться, – отметил активист. – Если же перевести на газ ТЭЦ и котельные, на нас не будет тоннами сыпаться сажа, мы перестанем задыхаться и станем меньше платить за тепло. Безусловно, после митинга мы будем дальше продвигать эту тему, проводить техсоветы, круглые столы, доносить это до властей, пока не поймут. Разве они сами не заинтересованы в том, чтобы население дышало чистым воздухом, и экономическая ситуация улучшалась?
Такой же митинг прошёл в забайкальской столице. Вскоре губернатор соседнего региона выступил на парламентских слушаниях в Совете Федерации с докладом. Александр Осипов рассказал о необходимости газификации региона, отсутствие которой, по его словам, влияет на экологию края. Основным топливом там является уголь. А необходимость в постоянной и дорогой модернизации объектов угольной генерации влияет на тарифы.
Спикер верхней палаты российского парламента Валентина Матвиенко поручила разработать отдельную программу развития газификации для Забайкальского края, согласовать её с властями и приступить к реализации. А вот Бурятия осталась за бортом, хотя ранее забайкальский сенатор Баир Жамсуев уверял, что появления голубого топлива субъекты будут добиваться вместе.
Справка infpol.ru
Согласно данным портала «За честный бизнес», Лю Байпэн является единственным учредителем компании «Вектор» с уставным капиталом в десять тысяч рублей. Основной вид деятельности ООО – оптовая торговля твёрдым топливом. Есть ещё и дополнительные – добыча угля, подготовка участка к разработке и добыче полезных ископаемых (за исключением нефтяных и газовых участков), деятельность автомобильного грузового транспорта плюс геолого-разведочные, геофизические и геохимические работы. В 2018 году доходы «Вектора» составили 250 миллионов 27 тысяч рублей.