На хребте Большой Саян в Бурятии завершилась экспедиция по учёту численности снежного барса. Там зафиксировали следы как минимум двух самцов и самки. Получены фотосвидетельства обитания двух особей. Работы ещё продолжаются – пока это лишь промежуточные данные, сообщили во Всемирном фонде дикой природы (WWF).
- В целом снега в этом году больше, чем в прошлом. В двух местах мы обнаружили непонятную цепочку следов, но буквально в нескольких метрах отыскали отпечатки лап именно снежного барса. Зверь прошёл здесь около двух недель назад, а одна из камер его зафиксировала, – отметил эксперт WWF, координатор учёта ирбиса на Восточном Саяне, руководитель общественной организации «Азия-Ирбис» Сергей Малых.
Размеры лап, по его словам, соответствуют промерам следов пятнистого хищника, которые встречались в прошлом году.
- Поскольку по нашим наблюдениям, самки не появляются в этом районе уже год или два, то, скорее всего, мы нашли следы уже известного нам самца по кличке Чемпион. Такое имя дали ирбису местные жители. На фотоловушках он также отметился на двух камерах три раза, – подчеркнул Малых.
Учёт снежного барса стартовал в середине февраля по инициативе WWF и поддержке фонда «Мир Вокруг Тебя» корпорации «Siberian Wellness». В Бурятии он начался с обследования хребта Большой Саян биологами организации «Азия-Ирбис».
- Эксперты побывали в долинах основных речек до верховий, где могли встретиться следы снежного барса, так как зверь предпочитает перемещаться по открытым доступным пространствам замёрзших рек, – рассказали во Всемирном фонде дикой природы.
Всего участники экспедиции преодолели около ста километров на лыжах с использованием саней-волокуш для перемещения груза, останавливаясь в зимовьях и просто в палатках. Как-то пошёл снег, и это затруднило обнаружение старых следов животных – из-за него форма и размер лап меняются. Невозможно определить точные размеры их отпечатка.
- Большая проблема при проведении широкомасштабных исследований снежного барса – нехватка квалифицированных специалистов с опытом исследования такого скрытного зверя, которые готовы к долгим изнурительным полевым экспедициям, – поясняет старший координатор проектов Алтае-Саянского представительства WWF России Александр Карнаухов. – Например, в Бурятии партнёрами WWF России являются всего два-три эксперта. Им приходится проходить огромные расстояния, ночевать в палатках на снегу, ведь большая часть угодий ирбиса в республике не закрыта охраняемыми природными территориями. Здесь нет ни инспекторских домиков, ни кордонов, ни инспекторов. Экспедиции растягиваются на долгий срок.
Помочь сохранению снежного барса на Восточном Саяне могло бы создание особо охраняемой территории в местах его обитания в Окинском районе. Сейчас WWF России прорабатывает возможность организации там природного парка.