трамвай
4710
3

Улан-Удэнский трамвай сегодня. О «Львятах», капитальном ремонте и московских вагонах

О новых трамвайных вагонах и в целом о работе предприятия мы попросили рассказать директора МУП «Управление трамвая» Юрия Санжанова

- Юрий Валерьевич, расскажите о ситуации с новыми вагонами, «Львятами». В какой-то момент они пропали с линии?

- Трамваи были временно сняты с линии на техобслуживание. К нам прибыла группа специалистов от завода-изготовителя новых трамваев - производственной компании «Транспортные системы».

Опыта эксплуатации «Львят», как вы понимаете, у нас не было. И у завода-изготовителя не было опыта эксплуатации новых вагонов в условиях низких температур. И, конечно, есть технические моменты, которые требуют мониторинга и доработки.

Техника новая, современная. В ней много электроники, сложных узлов, новых конструкторских решений, с которыми мы ранее не сталкивались. Все-таки вагон «Львенок» минимум на два поколения выше тех вагонов, что мы эксплуатируем, и сложности с освоением техники были ожидаемы. Сейчас идет, скажем так, «обкатка». Автомобилисты знают, что это такое – любая техника на первых порах требует особого внимания.

Очень ответственно к своим изделиям относится завод-изготовитель. С конца прошлого года организовано постоянное представительство на нашем предприятии. Мы не остались один на один с новой техникой, завод вместе с нами изучает проблемные вопросы, где-то подсказывает, дает рекомендации. Где-то, наоборот, нами ставятся проблемные вопросы перед заводом. Наша задача - совместно настроить технику под наши условия эксплуатации. А дальше – научиться самим обслуживать «Львят» без участия специалистов от завода.

К сожалению, многие ищут негатив. Катастрофы нет, вы видите, «Львята» после проведения необходимых процедур уже выходят на линию. При этом даже без «Львят» предприятием не был сорван выпуск трамваев. Еще осенью мы говорили, что пока не будем списывать старые вагоны.

- Тогда сразу вопрос, почему именно «Львенок» приобретался, нельзя было купить аналогично старым вагонам либо что-нибудь проще?

- Во-первых, уже как несколько лет вступили новые технические требования по безбарьерной среде. Это касается всех производителей трамваев без исключения. Вагоны старой конструкции, когда вход во все двери по ступенькам, а внутри ровный пол, уже несколько лет не производятся. Вход хотя бы в одну дверь должен быть обеспечен для инвалидов-колясочников.

Кроме того, нужно понимать, что трамвайный вагон имеет большой ресурс эксплуатации – нормативный срок более 16 лет. Сейчас у нас эксплуатируются трамвайные вагоны со сроком эксплуатации более 30 лет. В отличие, например, от того же автобуса, нормативный срок эксплуатации которого почти в два-три раза меньше - 5 - 7 лет.

Мы руководствовались желанием приобрести самую комфортную и современную модель для наших жителей. Такой трамвай должен максимально долго сохранять свои качества и быть самым удобным для пассажиров. Также мы спросили мнение у представителей обществ инвалидов, Общероссийского народного фронта, Общественного совета города Улан-Удэ. Привлекли даже инженеров ЛВРЗ и Иркутского политеха, там есть кафедра электротранспорта, были взвешены все за и против. На основании всех предложений было сформировано задание.

Вагоны покупались за счет средств федерального бюджета по единой дальневосточной субсидии. Поскольку это бюджетные средства, безусловно, были торги в форме открытого, доступного для всех, аукциона. По результатам торгов и определились поставщик – завод-изготовитель ООО «ПК «Транспортные системы» - и окончательная модель вагона 71-911 ЕМ «Львенок».

- Есть ли жалобы на новые вагоны со стороны пассажиров?

- Без критики и жалоб у нас никогда не бывает, и это нормально. Но думаю, в целом вагон понравился нашим пассажирам. Есть, конечно, вопросы, которые время от времени поднимаются. Один из них - вопрос узкого прохода между рядами сидений. Попробовали решить данную проблему, обратились к конструкторам завода, поскольку требуется внесение изменений в конструкцию транспортного средства. Как один из вариантов – завод предложил установку полуторных сидений. Необходимо отметить, что вагон «Львенок» был выставлен на престижной Берлинской выставке именно с полуторными сиденьями. Мы решили переоборудовать один вагон и узнать мнение пассажиров. По информации кондукторов внутри салона нет жалоб пассажиров на полуторные сиденья, но в социальных сетях вопросы возникают.

Поэтому будем дальше смотреть, при этом вопросы - и этот, и другие - продолжаем отрабатывать совместно с заводом-изготовителем.

- Вопрос дальнейшего приобретения трамваев будет решаться?

- Проблемных вопросов и у республики, и у города хватает, тем более в сегодняшних реалиях. В прошлом году мы успели обновить парк пятнадцатью «Львятами». В планах на этот год - поставка московских вагонов, которые нам бесплатно передает «Мосгортранс».

Что касается покупки новых вагонов. В этом году в приоритете у города – приобретение новых автобусов. Мы понимаем, что автобусы городу тоже нужны. При этом, конечно, надеемся, что в среднесрочной перспективе, начиная со следующего года, продолжится программа дальнейшего приобретения новых трамвайных вагонов.

- Расскажите более подробно по московским вагонам. Это же не новые вагоны?

- Да, это вагоны 2007 - 2009 годов выпуска модели 71-619А Усть-Катавского завода. Когда начались первые поставки вагонов из Москвы года три назад, мы отправили инженеров посмотреть состояние передаваемых вагонов. На тот момент списывались вагоны модели 71-608 – с учетом нашего опыта эксплуатации вагонов одна из неудачных моделей трамваев (вагоны именно данной модели находятся первыми у нас на очереди по списанию, несмотря на то что они новее 605-й модели еще советской разработки). Два года мы смотрели за списанием вагонов – «Мосгортранс» списывал вагоны до 2004 года выпуска. В 2018 - 2019 годах началось списание 619-й модели вагонов, уже с 2004 по 2009 годов выпуска – стало намного интереснее.

Стоит отметить, что данные вагоны намного моложе вагонов, что мы сейчас эксплуатируем. Не считая «Львят», конечно. И пополнение парка данными вагонами позволит постепенно снять с эксплуатации устаревшие модели вагонов, повысить надежность транспортного обслуживания.

Конечно, есть особенности и у московских вагонов. Главное – это активное использование химреагентов для уборки улиц в Москве, чего у нас нет. Соответственно, это более повышенная коррозия металла. Если для других городов это нормально, т. к. химию используют везде, то для нас это непривычно. Ну и поскольку техника не новая и модификация вагона отличается от эксплуатируемых нами, потребуется определенный предэксплуатационный ремонт московских вагонов перед выпуском на линию.

Предвосхищая вопрос, скажу, что средства на транспортировку и предэксплуатационный ремонт 10 московских вагонов в разы меньше, чем стоимость одного нового вагона.

Если не будет никаких форс-мажорных ситуаций вагоны должны прибыть в Улан-Удэ уже в начале лета.

- Капитальный ремонт трамвайных путей в этом году будет?

- В этом году капитальный ремонт будет по пр. 50-летия Октября - от Гагарина до Жуковского. Это первый участок. Это самый аварийный участок в городе. Только за эту зиму у нас было 6 случаев схода вагонов на этом участке. Трамвайные пути на данном участке в эксплуатации с 1975 года. Капитальный ремонт не проводился на данном участке 45 лет, при нормативе 16 - 20 лет. Этот участок трамвайных путей находится длительное время в аварийном состоянии. Начало ремонта запланировано буквально на днях в конце марта.

Также в этом году запланирован капитальный ремонт трамвайных путей по ул. Гагарина - от ул. Добролюбова до ул. Юн. коммунаров. Участок последний раз ремонтировался в 1996 году. И будет проведен капитальный ремонт участка по ул. Гагарина - от Элеватора до ул. Пестеля.

Стоит отметить, что в этом году дорожниками будет проведен ремонт автомобильной дороги на всем протяжении ул. Гагарина. Межремонтный срок укладки асфальта – минимум 12 лет. При этом трамвайное полотно по ул. Гагарина совмещено с проезжей частью, из-за этого для замены рельсов и шпал необходимо вскрывать асфальт. Чтобы максимально не вскрывать новый асфальт в межремонтный период в будущем, мы будем проводить капремонт наиболее изношенной части трамвайных путей по ул. Гагарина именно в этом году. Работы будут синхронизированы с дорожными работами.

Работы по всем трем обозначенным участкам будут вестись за счет средств федерального бюджета и доли республиканского бюджета по программе Дальневосточного федерального округа.

- Каковы перспективы развития: новые маршруты и новые трамвайные линии, может быть использование электробусов? Есть какие-то конкретные решения?

- Вопрос не очень быстрый и простой для решения в части новых линий и маршрутов. Скажу одно, предприятие над этим работает совместно с мэрией города. Пока прорабатываются различные варианты вопросов, но готовых решений сейчас нет. Особенно в нынешней экономической ситуации. В части электробусов тема для нас, конечно, интересная. Мы ее постоянно мониторим. Но пока нет однозначных положительных отзывов эксплуатации электробусов даже в регионах с более теплым климатом.

- Юрий Валерьевич, общий итог от вас по работе МУП «Управление трамвая».

- Совместно с коллективом мы планомерно работаем. Бывают, конечно, сложности, стараемся их решать. Чем больше задач и целей ставим, чем больше проектов реализуем, тем больше работы и ответственности. За последние годы нам удалось добиться главного – переломить тенденцию сокращения количества перевозимых пассажиров, и начать менять стереотип о трамвае, как о не популярном и не востребованном виде транспорта.

Мы стабильно ежегодно растем в количестве перевозимых пассажиров. Предприятие работает 24 часа в сутки 365 дней в году. При любой погоде мы перевозим наших пассажиров. В этом большая заслуга коллектива, на предприятии трудится более 550 человек. Предприятие работает стабильно, у нас нет задолженности по заработной плате, налогам и отчислениям, перед поставщиками. Большую поддержку в решении многих вопросов оказывают администрация Улан-Удэ и органы власти Республики Бурятия, это касается вопросов и капитального ремонта трамвайных путей, и обновления парка новыми и московскими вагонами.

При этом самые главные слова благодарности хочу сказать нашим пассажирам за поддержку, за то, что пользуетесь услугами экологически чистого вида транспорта – трамваем. Спасибо.

Автор: Сергей Александров

Подписывайтесь

Получайте свежие новости в мессенджерах и соцсетях