Коронавирус
40647
5

Как переживают пандемию бездомные Бурятии

Журналисты «Информ Полиса» узнали, помогают ли тем, кому негде самоизолироваться и кто сегодня наиболее уязвим

Коллаж infpol.ru

Корреспонденты «Информ Полиса» попытались узнать, кто в республике озабочен судьбами людей без определённого места жительства, и кто помогает им не только выжить, но и не заболеть смертоносным коронавирусом. 

Пока жители республики самоизолируются в своих квартирах и домах, бездомные рискуют заразится COVID-19 на каждом шагу. Дело не только в невозможности спрятаться и переждать пандемию, но и в иммунитете бездомных, подорванном плохими условиями жизни. 

Шанс на спасение

Как сообщают в Министерстве социальной защиты населения Бурятии, в республике только одно учреждение даёт бомжам временный приют с горячим питанием. Это Центр социальной адаптации «Шанс», который не так давно в рамках «единой» дальневосточной субсидии получил здание стоимостью более 52 миллионов рублей. 

- Здесь же бездомным оказывают социально-бытовые и социально-медицинские услуги. Ежегодно сюда за помощью обращается порядка 700 человек, - отмечают в пресс-службе министерства. 

Теперь у «Шанса» два здания, и соответственно больше мест для нуждающихся – до расширения площадей их было 64, сегодня 80. За время самоизоляции новых поступивших в Центр пока не было, говорит его руководитель Сергей Жамцаев, поэтому планы выделить отдельную комнату для изоляции и наблюдения за «новенькими» пока отложили. 

- У нас, как, наверное, во всех учреждениях республики и страны, приняты меры по усилению дезинфекционного режима. Мы ввели масочный режим и ограничение выхода из здания, - рассказывает Сергей Жамцаев. – Всех обеспечиваем масками и кожными антисептиками, обязательно при входе и выходе. В помещениях ведём двухразовую влажную обработку дезсредствами, обрабатываем все поверхности, предметы, ручки дверей. Вообще же принимаем людей с результатами флюорографии, анализа крови. Планировали отвести отдельную комнату для наблюдения и изоляции за новыми людьми, но за карантинный период вновь поступивших у нас не было. Были только четверо поступивших с выпиской из больницы. Сейчас они все здоровы. Маски шьёт наша кастелянша. Скоро нам обещали помочь, выделят около 50-ти масок. Антисептики заканчиваются, но мы сделали заказ – в конце месяца, возможно, поставка будет. 

В общей сложности в двух зданиях Центра сегодня пребывают 68 человек. До карантина их было 76. Все проживающие получают бесплатное питание, и строго обозначенных сроков проживания для них существует. Во всяком случае для особо нуждающихся. 

- Есть такое понятие, как «определение нуждаемости», - объясняет руководитель учреждения. – Нуждаемость определяем на месте в зависимости от индивидуальных обстоятельств. Трудоспособным пребывание от двух недель до месяца, нетрудоспособным от месяца с возможностью продления. 

«Ходят по городу, пьянствуют» 

«Что с теми, кто уходит из Центра снова на городские улицы?» - спрашиваем мы Сергея Борисовича. Во время необходимых выездов из дома, признаётся он, иногда встречает «своих». 

- То там один за углом, то там другой. Ходят, пьянствуют, - говорит Сергей Жамцаев. – Дважды в год свои рейды проводит МВД Бурятии. Если надо, мы выезжаем к ним в отделы, разговариваем с бездомными. Обязать их проходить обследование и тем более пребывать у нас, думаю, нельзя, только по желанию. То, что с них штрафа не возьмёшь за нарушение самоизоляции – это уже другой вопрос, конечно. А что привлекать к ответственности надо – это да. Они ведь такие же граждане, как и все – с правами и обязанностями. 

Большинство бомжей в «Шансе» о коронавирусе не только знают, но и послушно следуют рекомендациям, говорит руководитель Центра. С ними проводят профилактические беседы, и к ограничительным мерам они относятся с пониманием. 

- У некоторых, конечно, есть тяга выйти на улицу. Но мы им тоже разъясняем. Тем более, предоставляем бесплатное питание. О нас бездомные узнают в основном через обычное «сарафанное радио». Кроме того, ежемесячно мы выезжаем на улицы города с рейдами и горячим питанием. При этом людям без определённого места жительства рассказываем, как получить помощь, раздаём буклеты и приглашаем в наше учреждение. 

По словам Сергея Жамцаева, за 20 лет работы «Шанса» каждый бездомный в Улан-Удэ знает о центре, где ему могут помочь. В районах с этой категорией жителей работают отделы социальной поддержки населения. 

Нуждающихся стало больше 

Благотворительный фонд «Будущее Бурятии» работает в Улан-Удэ второй год. Его президент Татьяна Гаврилова говорит, что по сравнению с зимой, сейчас бездомных, нуждающихся в горячем питании, стало гораздо больше. С наступлением периода самоизоляции в разы больше стало и звонков от матерей-одиночек и многодетных семей. Им фонд тоже помогает. 

- Бездомным мы раздаём маски, антисептики, перчатки. Как и прежде, продолжаем их кормить, ведь о них никто не заботится, - рассказывает Татьяна Михайловна. – Где нас найти, они знают и подсказывают друг другу. Раньше у нас было две точки в Улан-Удэ, теперь работает одна – у торгового центра «Юбилейный» каждую субботу в обед. В связи с коронавирусом пришлось отложить планы по расширению этих точек. Бывает, кормим и первым, и вторым блюдами, поим горячим чаем, даём хлеб и сладости. Бывает как 30, так и 60 человек за субботу – больше, чем было зимой. Бак в 32 литра, например, каши гречневой с тушёнкой весь уходит. 

Пища для бездомных готовится в социальном центре «Обитель». Туда их зазывают волонтёры. В проекте «Накорми голодного Улан-Удэ» работает по 3-4 волонтёра – один раздаёт хлеб, другой наливает чай, третий раскладывает порции по тарелкам, а четвёртый общается с людьми. 

- Их же нужно не просто накормить, но и пообщаться с ними, предложить какую-то альтернативу. Мы предлагаем им социальный центр «Обитель», где они могут изменить свою жизнь. В нём люди проживают целый год, не пьют и не курят – это некая реабилитация и социализация с определёнными требованиями, - говорит Татьяна Гаврилова. 

Фонд «Будущее Бурятии» работает не только с бездомными, но и с социально неблагополучными слоями населения: мамами-одиночками, оказавшимися в сложной жизненной ситуации, и многодетными семьями. 

- Каждый день закупаемся и развозим продукты бесплатно, - говорит президент фонда. – В последнее время мой телефон просто разрывается от звонков. Сегодня утром я встала в девять, а у меня уже 24 пропущенных. Аврал просто. Иногда звонят в первом часу ночи. 

В районы республики волонтёры не выезжают, но фонд может помочь нуждающимся и дистанционно. 

- Мы высылаем деньги, а получатель помощи шлёт нам в ответ свой отчёт о покупках. Вчера, например, одна женщина с Мухоршибири мне писала, вторая с Джиды. С Петропавловки обращалась женщина с детьми. Сегодня обратился Эрхирик, другие районы, - рассказывает Татьяна Гаврилова. 

«Возьмите, за еду готов работать»

Продукты и прочие важные для помощи нуждающимся вещи не берутся из ниоткуда. Но затею просить поддержку властей благотворительный фонд давно оставил. 

- Нам везде отказывают. Например, у нас нет здания хотя бы для того, чтобы мыть и обеззараживать бездомных, - говорит руководитель фонда. – Просили построить нам хотя бы дешёвенькую баню, мы готовы какую-то сумму оплатить. Бесполезно. С продуктами так же – к кому только ни обращались. Оставили эту затею, работаем самостоятельно. 

На своей странице в Инстаграме фонд обращается к жителям Бурятии: «Дорогие друзья! Наш директ завален мольбой о помощи. Мы выезжаем, развозим продукты семьям, пенсионерам. Люди остались без средств к существованию. Продукты за 1,5 недели карантина съедены, работы нет. Люди готовы работать за еду. Наши ресурсы на исходе». 

- Мужчина вчера звонил, нормальный мужик-работяга, просил взять его на работу. Я говорю: «Так мы же волонтёры, денег нам не платят». Он говорит: «Возьмите, я за еду готов работать», - пишет автор поста. 

Если у вас есть возможность помочь нуждающимся землякам, это можно сделать с помощью мобильного банка: 89024556556 (Татьяна Михайловна Г.). А также переводом на счёт фонда: 40703810612500000190 (с пометкой #неткоронавирусу#).

Автор: Валерия Бальжиева

Подписывайтесь

Получайте свежие новости в мессенджерах и соцсетях