Из-за коронавируса все российские регионы ещё в середине марта перешли на режим повышенной готовности. Не стала исключением и Бурятия. А на минувшей неделе глава республики Алексей Цыденов ввёл всеобщую самоизоляцию, которую позже продлил до конца апреля.
Однако некоторые жители Бурятии считают, что этого недостаточно – нужен режим ЧС. Соответствующая петиция, адресованная главе республики, появилась недавно на сайте Change.org.
- Уважаемый Алексей Самбуевич, это обращение мы пишем по причине сложившейся в республике эпидемиологической ситуации. На протяжении недели самоизоляции нам удалось избежать большого роста заболеваемости. Многие предприятия были закрыты и люди действительно оставались дома, если верить статистике, – отмечают инициаторы. – Сейчас мы занимаемся «подбрасыванием дров в огонь», как бы цинично это не звучало. На фоне роста заболеваемости и развития пандемии (COVID-19) открывать рабочие места для того, чтобы люди могли заработать на еду и оплату кредитов, неправильно и опасно.
Речь, судя по всему, идёт о расширении списка организаций и предприятий, которые могут работать во время вынужденного простоя. Авторы обращения подчеркнули, что понимают, чем грозит режим ЧС.
- Но сейчас именно тот момент, когда наши чиновники должны найти средства для помощи людям. В Испании и Италии отсутствие дисциплины привели к катастрофе. Мы уверены, что многие сознательные граждане готовы отказаться от привычных трат во время пандемии и в том, что можно найти средства, чтобы прокормить людей и отсрочить кредиты, – заявили создатели петиции. – У нас есть достаточно оснований для введения режима чрезвычайной ситуации. Это может сделать глава города, района и губернатор, поэтому мы обращаемся к вам. Бурятия не готова к масштабированию пандемии. Все проблемы с деньгами и кризисы не будут важны, если мы допустим беду, которая так или иначе коснётся каждой семьи.
Руководителя республики просят помочь «сохранить самый ценный ресурс» – людей.
- Утвердите на законодательном уровне отсрочки всех платежей на необходимое количество дней. Изолируйте и оградите от необходимости выходить из дома население. Мы дисциплинированный народ, и если наше правительство пойдёт с нами на откровенный и справедливый диалог, поможет в сложившейся ситуации, мы вместе справимся с этой бедой, – говорится в петиции.
На момент публикации материала под ней подписалось свыше 500 человек.
Что такое карантин и режим ЧС
Отметим, сегодня почти во всех субъектах действует карантин. Это понятие раскрыто в федеральном законе № 52 «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения». Если кратко, карантин – ограничительные мероприятия, которые вводятся в случае угрозы возникновения и распространения инфекционных заболеваний. Однако само слово практически не используется в официальной риторике – только «самоизоляция» и «изоляция». О «карантине» чиновники и федеральные каналы говорят только когда речь идёт о нарушении гражданами принятых мер.
В разговорной речи «карантином» ещё называют изоляционный режим, который применяется к уже заражённым или тем, у кого есть подозрение на COVID-2019. В законодательном смысле полный комплекс мероприятий по карантину шире. Ввести его могут по предписанию главного санитарного врача.
Согласно статьям 8 и 9 федерального закона № 52, граждане и юридические лица имеют право на возмещение вреда, причинённого их здоровью или имуществу в ходе противоэпидемических мероприятий в полном объёме. Но стоит помнить, что это возмещение происходит не автоматически, а в порядке, установленном законом (он подробно описан в 59-ой главе Гражданского кодекса РФ). К тому же вред возмещает тот, кто его нанёс, а это не всегда государство. Возмещается именно вред имуществу и здоровью, а не кредиты и платежи ЖКХ.
Карантин – это понятие из санитарного законодательства, а чрезвычайная ситуация – из законодательства о ГО и ЧС. Карантин сам по себе не является ЧС – и наоборот. За государством закреплена обязанность финансирования мер по предупреждению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций. Такое положение есть в 24 статье закона о ЧС.
Статьи 10 и 11 того же закона говорят, что правительство и власти регионов принимают решения об оказании единовременной материальной помощи пострадавшим. Однако это право, а не обязанность властей. Они на своё усмотрение определяют, кому какую помощь оказать и в каком размере. А потому надежды тех же бизнесменов на компенсацию убытков при введении режима ЧС могут оказаться напрасными.