Уже несколько недель дети и родители пытаются существовать вместе, не выходя из дома. Когда закончится карантин - большой вопрос. Однако многие уже поняли, как много делает современный учитель и как непросто порой бывает даже со своими детьми (а ведь учитель работает с чужими!).
И на гребне этой волны самое время рассказать о жизни по ту сторону школы.
***
Меня зовут Екатерина. Но уже почти три года (с 18 лет) гораздо чаще я слышу обращение Екатерина Александровна, потому что в 2017 году я решила приехать в родную Илькинскую школу (Заиграевский район) и начать преподавательскую деятельность.
Апрель 2017 года
Моя производственная практика на третьем курсе переросла в постоянную работу. Я так сильно полюбила четвероклассников, с которыми провела целый месяц, что приняла решение воспользоваться правом обучения по принципу интернатуры: обучаюсь и преподаю. Хорошо, что в нашем колледже (БРПК) это было возможно.
Было не так важно, какая зарплата у учителя. Хотя, конечно, зарплата в сельской местности радует больше, чем в городе (в среднем 15 000 городских против 25 000 сельских). Стоит понимать, что здесь зарплата зависит не только от количества уроков в день и наполняемости класса. Чем больше учеников и уроков, тем больше получает любой учитель, не только сельский. Но здесь к окладу идут надбавки: северные, сельские, а первые три года - ежемесячное денежное вознаграждение каждому молодому специалисту.
И всё же для меня важнее было стать наставником именно для этих ребят. Всего лишь за месяц они успели влюбить в себя.
Июль - август 2017 года
Оказалось, работа учителя начинается летом. Потому что перед началом учебных занятий нужно написать рабочие программы. Кстати, классное руководство тоже часть зарплаты учителя, ее тоже нужно отработать.
С лета я и начала. Было очень сложно. Но я старалась, искала, высчитывала, фантазировала. И к концу лета всё было готово. Но только касаемо бумаг.
Пришлось приводить кабинет русского языка в порядок: гладить тюль для кабинета, начищать парты, красить школьные доски. Даже штор в моём кабинете не было. Старые, уже пожившие, отдала мне моя бывшая классная руководительница. Ноутбука и проектора тоже не было. Доска, мел и пятнадцать парт - это всё.
Но мне было откуда брать энергию! Никогда не забуду, как было приятно встречать на улице родителей моих учеников и слышать: «Женя сказал, что если у нас не будет вести Екатерина Александровна, он не будет ходить в школу!». Это означало только одно: я тоже понравилась детям! И это жутко мотивировало.
Ноябрь 2018 года
Быть самой маленькой в коллективе оказалось сложно. Сложно было отказывать тем, у кого ты сама училась. Сложно отстаивать свою точку зрения, не нарушая норм воспитания, которые привиты с детства.
А как же страшно было вести первые родительские собрания. Как же меня трясло на самом первом! Хотя я точно знала, что родителям своего класса я нравлюсь, но коленки тряслись, а в голове сидело: «Какое там педагогическое образование! Тебе всего 18 лет, своих детей нет! Пришла тут рассказывать, как их воспитывать. Тьфу!». Хорошо, что почти всё собрание мы смеялись, а я не упала в обморок от страха.
Я безмерно благодарна тем коллегам и родителям, которые уважают человека не за седины, а за знания, умения, навыки. К сожалению (или к счастью), разница прожитых лет с детьми у меня гораздо меньше, чем с абсолютным большинством коллектива. И это сложно.
Ещё сложнее становится работать физически: подъёмы в пять утра для «доделывания» презентаций и касания подушки к полуночи из-за проверки тетрадей выматывают.
Январь 2019 года
Учитель обязан писать планы к каждому уроку - полные конспекты, в которых есть разборы заданий и примерные ответы детей. А ещё цели, планируемые результаты, средства обучения и много пунктов, которые в уроке даже не озвучиваются, но должны быть. Даже если планируется изложение или контрольная работа. Это стало для меня открытием.
Во время урока я заполняла журнал, выставляла отметки ребятам. А после уроков задерживалась допоздна, потому что нужно проверить тетради. В четырёх классах! Очень много сил и времени уходило именно на проверку, ведь в каждом классе 20 - 25 учеников, у всех разный почерк, иногда не самый аккуратный и понятный. Точнее, почти всегда непонятный. Кроме тетрадей иногда на столе лежит стопка дневников - туда тоже нужно выставить отметки.
Май-июнь 2019 года
В конце года (и в конце каждой четверти) нужно сдавать отчёты. И это выматывает учителей больше всего. Отчёт по отметкам за четверть, отчёт по отметкам за контрольные работы, отчёт по отметкам твоего класса (по всем предметам) и отчёт по пропускам. А в столовую ежемесячно нужно подавать отчёт по питанию.
Иногда мне казалось, что главное в моей работе - отчёты. А дети так, для души, занять свободное от работы время.
И всё же я старалась только ради них. Мы ходили в походы, узнавали новое и неизведанное. Да, ради поездки в Улан-Удэ снова приходилось оформлять кучу бумаг, но восхищённые глаза детей во время наших приключений бесценны. И это главное.
Июль 2019 года
После того как они окончат 9-й класс, я не хочу преподавать. Совсем.
Мне надоело писать отчёты. Я устала каждый день носить тяжёлый ноутбук из дома на работу, чтобы показать детям интересное видео о Печорине или портрет Антона Павловича Чехова. Хватит связывать свою жизнь с профессией учителя! Так решила я и стала учиться на журналиста. Но детей не оставила.
Кстати, летом учителя работают на пришкольном участке, ухаживая за огородом вместе с детьми. Учитель биологии поливает огуречную грядку, учитель информатики щиплет лебеду - каждый в свою смену, разумеется. А что? Деревня!
Некоторые учителя организовывали летний отдых детей (я из их числа). Отряд у нас с педагогом-психологом разновозрастной, но справлялись. В такой ситуации хорошо быть молодым учителем. Волейбол, салки, выжигалы, танцы - в одну ногу с детьми.
А после месяца работы по одному из этих сценариев на плечи учителя и родителей ложится ремонт кабинета. Так что мы ещё и разнорабочие.
Март 2020 года
Я часто ненавидела свою работу. Она и вправду тяжёлая. В ней много несправедливости, иногда заработная плата меняется ежемесячно по непонятным причинам и абсолютно всегда не соотносится с затраченными усилиями. Меня это выбивало из колеи, сколько раз я хотела уволиться - не сосчитать.
Но сегодня после достаточно тяжёлой для меня болезни (в деревне карантина из-за ОРВИ в феврале, в отличие от Улан-Удэ, не было) я пришла в школу и... увидела моих детей. Какие же они замечательные!
Я и до этого говорила, что единственное, что меня держит в школе - дети. Но сегодня я чуть не плакала от счастья на уроках.
Сидят мои девчонки и мальчишки, зевающие или портящие дисциплину, улыбающиеся, знающие всё на свете или забывающие о домашнем задании. И... целый урок смотрят на меня!
Слушают мой бубнёж, вежливо со мной разговаривают, шутят. И стараются сделать всё правильно. А ведь когда-то мы были ничем не связаны. Да и сейчас, прямо сказать, ничего чувствовать ко мне они не обязаны.
И вот веду я уроки. Ещё немного больная, в смешной маске. Хожу по классу. А мысли в голове путаются, от конспекта в голове - ноль (хотя вот он, в руках). Потому что внутри такая любовь к этим детям, такая радость от нахождения с ними рядом.
Да, возможно, многие забудут мои уроки. И пусть. Так и должно быть. Жизнь длинная. И будет много важных людей и моментов. Только вот для меня очень важно именно это время. Время, когда я преподаю.
Когда ребёнок мне в подарок протягивает огромный деревянный органайзер, который мастерил сам целых два дня. Когда девчонка говорит, что без меня в школе было пусто и грустно. Когда мой ученик откликается на каждую просьбу, шутит, возможно, не хочет приступать, но выполняет её. Это всё всегда было безумно важно. Но именно сегодня я ощутила себя на нужном месте. Почему я раньше этого не замечала? Потому что, как и большинство, хотела жить хорошо. Но ведь мне уже чертовски хорошо.
Работа учителя очень сложная. Но вы даже не представляете, сколько она всего даёт, когда у тебя такие дети. Я думаю, что с другими детьми у меня уже так не сложится. Но с этими…
И пусть меня простят все, кто за тотально образованное общество. Мне не так важно, будут ли они отличать бессоюзные сложные предложения от сложносочинённых, смогут ли цитировать Достоевского или рассуждать о том, доедет ли колесо до Москвы или Казани... Большинству людей это пригодится только на экзамене. Именно поэтому я учу, поэтому требую.
Мне гораздо важнее, чтобы они выросли счастливыми. Чтобы каждый из них нашёл себя, свою любовь, близких людей и своё место в этом мире.
Потому что своё я уже нашла. Здесь.