Общество
11357
9

Памяти Жалсана Санжиева. Без прошлого нет будущего

В далекие 90-е годы, пожалуй, он был единственный, кто осмеливался ходить в Улан-Удэ в национальной одежде, причем не только в театр или кино, но и в правительство

Колоритного директора бурятского национального лицея-интерната многие знали и уважали. Всегда и везде говорил на родном языке, стремился, чтобы он звучал во всех сферах жизни, а бурятская культура, обычаи и традиции процветали. 

19 апреля Жалсану Батуевичу Санжиеву, педагогу с большой буквы, любившему жизнь и все прекрасное, исполнилось бы 75 лет. 

Первые годы закалки

Родился Жалсан Санжиев в 1945 году в селе Гонда Еравнинского района. После окончания педагогического училища вернулся на родину и работал учителем начальных классов. В 1968 году его пригласили в Улан-Удэ, школу-интернат № 1, где студентом он проходил практику. Ее директор Прокопий Бардаханов нет-нет да и вспоминал способного юношу и, как появилась возможность, позвал его.

Жалсан Батуевич, молодой воспитатель, стал для многих детей, живших далеко от родных, близким человеком. По утрам встречал их в вестибюле, каждого знал по имени. Поздними вечерами подолгу задерживался в интернате, беседуя с мальчиками, уделял им особое внимание. Жалсан Санжиев считал, что от того, как их воспитают – будущих глав семей, предводителей родов, зависит судьба бурятского народа. Помогал детям делать домашние задания, следил за их гигиеной, даже заплетал девочкам косички. Как человек разносторонний, стал обучать их танцам, даже создал при 5-м классе ансамбль, который быстро прославился. Вскоре он уже выступал на фестивале дружбы в Москве. Тогда дети вместе с учителем Жалсаном Батуевичем побывали на Черном море, в Одессе, Кишиневе, Белгороде и других городах, подружились со сверстниками из Молдавии, Эстонии, Ярославской области. Эта дружба продолжалась многие годы, школьники с учителями ездили к ним на различные конкурсы или принимали их у себя. 

С 1978 года Жалсан Санжиев работал замдиректора по воспитательной работе в школе № 48. К этому времени он получил диплом учителя истории пединститута, стал членом КПСС. Четыре года работы в новой школе дали бесценный опыт: он общался с трудными подростками, неблагополучными семьями, милицией, дежурил по ночам, обходя чердаки и подвалы. 

Вскоре Жалсан Санжиев был назначен директором школы № 41, а через год, в 1983 году, – школы-интерната № 1.

Из школы – в бурятский лицей-интернат

Первые годы руководства школой-интернатом пришлись на перестройку, затем – на лихие 90-е. Несмотря на колоссальные трудности, новый директор не только ничего не растерял из накопленного школой, но и преумножил, вывел ее на новую ступень, преобразовав в Республиканский бурятский национальный лицей-интернат.

Школа в новом статусе стала воплощением педагогической концепции Ж. Б. Санжиева, главной целью которой была подготовка учащихся как носителей бурятской культуры. Жизнь в лицее кипела: интеллектуальные и творческие конкурсы, старомонгольский и тибетский языки, игра на музыкальных инструментах, состязания по стрельбе из лука и национальной борьбе… 

В первые годы большая семья Жалсана Батуевича жила в комнате интерната. Супруга Екатерина Бадмацыреновна преподавала английский в школе, а трое сыновей учились в соседней школе № 14. Спустя годы стало известно, что мать Жалсана Батуевича, продав в деревне дом, отдала ему деньги, чтобы подкопил на жилье в городе. Но сын потратил их на костюмы и обувь для учеников, чтобы те могли выступить на сцене…

Директор особое внимание уделял сохранению бурятского языка. Лицей сотрудничал с лингвистами, участвовал в разработке учебника, при создании образовательных программ учитывал богатейший опыт народной педагогики. Обучение предметам велось на бурятском языке. Детей учили почитать родителей, предков, любить малую родину. Сам Жалсан Батуевич преподавал историю Бурятии по авторской программе.  

В 1995 году лицей-интернат стал участником проекта «Ассоциированные школы ЮНЕСКО», в рамках которого ученики совершили турне по странам Европы, участвовали в Международном фольклорном фестивале в Германии. В 1999 году образовательное учреждение получило статус федеральной экспериментальной площадки по реализации проекта «Береги и приумножай богатства родного края и своей страны». Лицею-интернату было предоставлено право на принятие нестандартных управленческих решений и учебно-воспитательных задач. Это во многом вдохновило директора. Жалсан Санжиев с интересом изучал опыт других национальных образовательных учреждений: Молдавии, Эстонии, Башкирии, Татарстана, Калмыкии, плодотворно сотрудничал с ними. Также установил тесные связи с Монголией, Китаем, Японией, Тайванем, благодаря которым лицеисты изучали восточные языки, побывали в этих странах. 

В 2000 году РБНЛ-И № 1 вошел в число 100 лучших школ РФ, не раз становился лауреатом всероссийских конкурсов «Школа года», «Школа века», стал обладателем золотой медали V Московской международной выставки «Школа-2001», участником финала конкурса «Лучшие школы России-2005» и т.д.

- Жалсана Батуевича я знала тридцать лет, – вспоминает Людмила Казюка,  в прошлом замминистра образования и науки РБ. – Его организаторские способности были очевидны. Помню все торжественные линейки 1 сентября, олимпиады и конкурсы, семинары, конференции – это всегда были четкие слаженные действия коллектива учителей и детей. Меня всегда поражали в воспитанниках лицея-интерната почтительность и уважение к взрослым, сдержанность, серьезность и ответственность.

Благодаря умелому руководству заместителей директора Р.Ц. Цыбиковой, Т.Г. Ильиной, В.Р. Хартаевой, объединению усилий родителей и попечительского совета, поддержке спонсоров укреплялась материально-техническая база школы. Серьезное внимание уделялось военно-спортивной подготовке учащихся, трудовым навыкам.

Летние каникулы дети проводили на берегу Карасиного озера, в лагере труда и отдыха «Туяа». Здесь на полях выращивались картофель, капуста, огурцы, в саду – смородина и ранет. Именно здесь, в лагере, прививалось детям трудолюбие, а урожай в голодные 80 - 90-е годы становился большим подспорьем для столовой интерната. 

Эстетический всеобуч

- Мне посчастливилось работать вместе с Жалсаном Батуевичем более 15 лет. Он был человеком глубоко влюбленным в национальную культуру. И эту любовь он смог передать детям через ансамбль «Наран», обучение в школе искусств, – вспоминает Любовь Цыренжапова, почетный работник общего образования РФ. 

Детская школа искусств № 8 занимала почти целый этаж. Здесь дети учились играть на ятаге, чанзе, морин-хуре, осваивали театральное мастерство, сценическую речь, приобщались к живописи. Директор находил спонсоров и обеспечивал школу музыкальными инструментами и костюмами. 

Визитной карточкой лицея стал образцовый ансамбль песни и танца «Наран». Он состоял из нескольких хореографических групп, ансамбля ятагистов, вокалистов, оркестра народных инструментов и группы театралов. Иногда одновременно несколькими составами участвовал в разных фестивалях в Англии, Франции, Голландии, Норвегии, Японии, в российских городах.

С годами национальный лицей-интернет превратился в элитное образовательное учреждение для одаренных детей. Из его стен выходили талантливые и подготовленные к жизни молодые люди. Среди них звезды Бурятии Дабацу Юндунова, Бадма-Ханда Аюшеева, Дашима Соктоева, Сэсэг Аюшеева, Алагуй Егоров, Александр Самажапов, Зорикто Тогочиев, Туяна Зориктуева, артисты Цирка Бурятии. Ведь именно на базе бурятского лицея была создана первая группа национальной цирковой школы-студии.

Вспоминает Цырендоржиева Саяна, выпускница 2005 года: «С большим теплом я вспоминаю различные конкурсы в стенах школы на знания языка и традиций в дни празднования Сагаалгана, совместные пешие походы всей школой до Верхней Березовки и обратно, спортивные состязания, различные олимпиады, отборочные конкурсы в Школу искусств №8, выступления ансамбля «Наран», походы в театры, лагерь «Туяа», кружки и секции… Перечислять возможности, которые давала нам школа, можно бесконечно долго… Очевидно одно – без грамотного руководителя всего этого бы не было! 

Жалсан Батуевич всегда был открыт всему новому, сохраняя при этом верность традициям, умел вдохновить и направить. Главными принципами его работы были чистота помыслов, чистота речи, чистота действий. Его желание воспитывать детей в неразрывной связи с бурятской культурой неоценимо, для меня, в частности, для республики – в целом. Проживая за тысячи километров от дома, могу с уверенностью сказать, что твердо стоять на ногах и чувствовать себя полноценно представителем бурятской культуры мне помогают знания родного языка, традиций и навыки, полученные в школе. Знать историю Бурятии, понимать и подпевать словам песен, поддерживать диалог с представителями старшего поколения, впитывать мудрость их фраз – дорогого стоит. Сейчас особенно важно это поддерживать и не растерять, а развивать и приумножать – это будет лучшей благодарностью нашему директору, в память о нем! Спасибо Вам, Жалсан Батуевич, за ваш свет!»

Жалсан Батуевич Санжиев посвятил 40 лет бурятскому лицею-интернату, из них 22 года на посту директора. Был депутатом горсовета, на пенсии вел активную жизнь, писал статьи на родном языке. Яркий, впечатляющий, неутомимый и любознательный, приверженный к родному языку, культуре… Таким он остался в сердцах людей.

Автор: Октябрина Дамдинжапова

Подписывайтесь

Получайте свежие новости в мессенджерах и соцсетях