Весь мир испытал экономический шок, от которого будет сложно оправиться еще нескольким поколениям. И дело не только в распространении коронавируса, но и во многих естественных факторах.
Черный день
Доктор экономических наук Виктор Беломестнов видит минимум три кризисных перелома, затягивающих нас в глубокую пучину.
- Специфика сегодняшней ситуации в том, что это первый эпидемиологический кризис. Коронавирус привел к резкому сокращению экономической и социальной деятельности. Второй кризис давно зрел - это кризис переизбытка нефти на рынке энергоресурсов. Он совпал со спадом спроса на нефть, - рассказывает экономист.
Страны-экспортеры нефти еще два года назад заключили договор ОПЕК+ для контроля квот добычи на нефть. Однако в связи с коронавирусом спрос упал, а резервуары для хранения нефти полные.
Напомним, что еще в марте Россия отказалась сократить добычу нефти на фоне снижения спроса из-за коронавируса. Это привело к рекордному обвалу цен. Сегодня Россия пошла на уступки, однако, уже слишком поздно. Цены на нефть катастрофически снизились. 20 апреля уже окрестили черным днем для нефти.
Частный инвестор и независимый финансовый консультант Александр Доржиев считает, что отрицательная цена на майские поставки нефти - это аномалия. Весь объем торгов нефти в мире на 93% состоит из фьючерсных контрактов, а 7% - это физическая продажа.
- Цена на фьючерсы в другие месяцы не ушла в минус, она где-то 20 долларов за баррель. Поводов для паники нет. Аномалия произошла из-за того, что стоимость американской нефти WTI оказалась ниже, чем стоимость ее транспортировки к морю. Нефть марки Brent добывают на море, на нее цена не обвалилась, - говорит он. – Несмотря на договоренности, оттеснение России с нефтяного рынка Европы продолжается. Это не какой-то заговор, а элементарная конкурентная война. Сейчас Центробанк России в принципе неплохо действует, и если не делать глупостей, то в этой борьбе у нас равные шансы. Победителей не будет, плохо будет всем, но рано или поздно все нормализуется. Россия сможет жить на средства фонда национального благосостояния, золотовалютных резервов. Центробанк удивительно профессионально сдерживает курс рубля, так что я не жду дефолта и девальвации.
Виктор Беломестнов согласен с коллегой, но в то же время предупреждает, что в связи с последними событиями стоит вопрос по реализации национальных проектов в России.
- В России больше 45% бюджета формируется из налогообложения добычи нефти и газа. К примеру, у США 10% бюджета зависит от нефтегазового налога, они живут за счет других отраслей, финансовых рынков и т. д. Хотя сейчас у России есть некая уверенность, что несколько лет мы продержимся, но потенциально нам важно «слезть с нефтяной иглы», как альтернатива для пополнения бюджета - сбор налогов, - комментирует Беломестнов.
Не зря президент России еще в конце марта предложил повысить налоги на доходы, выводящие капитал за границу, а также на проценты с вкладов, превышающих 1 млн рублей.
Александр Доржиев придерживается консервативного сценария развития кризиса, так как он рукотворный и хорошо просчитан странами. По его мнению, очень серьёзные проблемы ждут все сферы, но они не катастрофические.
- Это эксперимент в реальном времени. «Эффект домино» приведет к неминуемому падению многих отраслей, но определенная стабилизация будет осенью-зимой. Конечно, мы не знаем, как поведет себя коронавирус. Есть мнение, что он всегда будет с нами, волнами. Но консенсус мнений аналитиков сводится к тому, что коронавирус сейчас недооценивают», - утверждает он.
Станут жить хуже
По мнению Виктора Беломестнова, третий кризис связан с цикличностью экономического кризиса. Эксперты его предсказывали еще два года назад и оказались правы.
- Новый финансовый кризис должен был рано или поздно разразиться. Это связано с перегревом рынка акций, особенно в зарубежных странах, в той же Америке. Частично и в России. Все это совпало, и получилось так, что они дополнили друг друга. И коронавирус стал катализатором мощного общего системно-экономического кризиса, - поясняет Виктор Беломестнов.
Из-за поддержки населения и бизнеса у США в этом году ожидается рекордный дефицит бюджета - около 4 трлн долларов. Примерно такой же дефицит в Америке был только после Второй мировой войны. Сейчас американцы печатают дополнительные деньги в неограниченных количествах. Конечно, это может привести к инфляции, но доллар - международная валюта, весь мир торгует на американских фондовых рынках. И что сходит с рук США, то не может позволить себе Россия. И дело даже не в нашей родине. Европейские страны оказались в той же ловушке.
- Продолжатся расслоение населения, снижение доходов, рост безработицы, необходимость в государственной поддержке и рост расходов бюджетов стран. В какой-то мере весь народ в западных странах станет жить хуже. В целом потери по этому году в некоторых странах могут составить от 3 - 5% от валового продукта, - делает прогноз экономист Виктор Георгиевич.
Доржиев считает, что российская экономика должна оставить тупиковый путь сырьевой зависимости и двигаться поэтапно, в первую очередь возродив производство, потерянное в 90-е годы.
- Нужно развить промышленную экономику, а потом уже цифровую. Очевидное, что у нас делается с 2014 года, - это развитие сельского хозяйства, импортозамещение. Также стоит реализовывать инфраструктурные проекты на примере выхода США из великой депрессии. Еще можно развивать внутренний туризм, ведь международный не скоро встанет на ноги. В Бурятии дела обстоят неплохо, так как привлекаются инвестиции в развитие традиционной промышленности, - отмечает он.
Так ли нужен карантин?
В России многие люди требуют введения чрезвычайной ситуации и объявления карантина по всей стране. В таком случае государство возьмет на себя обязанность по выплатам на содержание населения, выдаче продовольственных пайков всему населению страны. Но нужно понимать, что такая патерналистская модель потребует от людей полного подчинения. Да и смогут ли люди принять новый образ государства и сможет ли Россия оказывать беспрецедентные меры поддержки долгий период?
По мнению Виктора Беломестнова, шаги, предпринятые государством, вполне обоснованны.
- У регионов большого роста заболеваемости нет. Некоторые регионы возвращаются к экономической активности. В Бурятии разрешили работать парикмахерским. Большие предприятия, такие как Улан-Удэнский авиазавод, ЛВРЗ и другие, действуют, поэтому экономика республики потихоньку движется, - комментирует Беломестнов и добавляет: - Полную ответственность на себя государство взять не может. Мы не должны стремиться к полувоенному социализму. Нужно выделять бизнес, который может выкарабкаться сам. Да, кто-то уйдет из бизнеса, ничего не поделаешь. Люди диверсифицируются, будут работать в других местах.
Экономист отмечает, что государство в данных условиях пытается растянуть имеющуюся «подушку безопасности» вплоть до десяти лет, понимая, что все кардинально изменилось.
Александр Доржиев советует бизнесменам не повторять старых ошибок. Он удивлен, что многие из его знакомых предпринимателей банкротятся каждый кризис.
- Всегда нужно заниматься долгосрочным планированием, откладывать «подушку безопасности», чтобы пережить кризис без потерь. Сейчас предприниматели уже вынуждены планировать, оптимизировать расходы, сокращать производство и штат. Но не стоит закрываться совсем, потому что пропадут кадры, компетенции и место на рынке, которое займут те, кто выжил, - рекомендует он.
Как сохранить и приумножить деньги?
По мнению финансового консультанта Елены Амагыровой, кризис – лучшее время для того, чтобы начать инвестировать, потому что в кризис цены на активы падают и их можно купить достаточно дешево. Но для того, чтобы инвестировать в такое непростое время, надо быть достаточно бесстрашным.
- Поскольку мы не знаем будущего, то единственное, что мы можем делать в любой ситуации, - создать сбалансированный портфель. Это означает диверсифицировать риски, распределять свои деньги по разным типам вложений. Например, если у человека есть только рублевые вклады, то резкое падение курса рубля обесценит деньги. Если же есть и рубли, и доллары, человек защищен от резких колебаний курса рубля. Еще один пример - в моем портфеле акции просели, зато золото дало хороший плюс и подстраховало весь портфель от падения. При этом не стоит думать: «О, тогда куплю золото на все имеющиеся деньги». У золота тоже есть свои минусы. Главный минус в том, что оно, в отличие от других активов, не приносит текущего дохода, - рассказывает Елена Амагырова.
Акции, недвижимость, банковские вклады и облигации приносят деньги регулярно в виде дивидендов, ренты, процентов и купонов. Поэтому стоит держать в портфеле разные инструменты. У каждого из инструментов есть свои преимущества и недостатки, но, положив их портфель вместе, преимущества одних инструментов нивелируют недостатки других.
Виктор Беломестнов говорит о том, что время вкладываться в валюту прошло. Сейчас можно и потерять.
Отметим, что наши эксперты не стали делать прогноз для российской валюты к концу года. Говорят, дело неблагодарное. Только Виктор Беломестнов сделал осторожное предположение, что рубль по отношению к доллару может как снизиться, так и вырасти на 10 - 15%.
- К концу года, считаю, рублю намного лучше не станет. Скорее всего, будет удерживаться на этом же уровне. И это не прогноз, а предсказание, ведь сейчас делать какие-либо прогнозы очень сложно, слишком много внешних факторов, - говорит экономист.