Когда-то предприятию АО “ПМК «Кабанская» цены не было по всей Бурятии. Оно специализировалось на строительстве инженерных коммуникаций для водоснабжения, водоотведения и газоснабжения. Трудилось здесь, по словам местных жителей, около 60 человек. Работа была стабильной, постоянные командировки, строительство котельных в курортных зонах Бурятии.
Но около пяти лет назад случился крах. ПМК «Кабанская» развалилось, рабочие разбежались. Но поскольку на территории предприятия ещё оставались склады и имущество, работать тут остались четыре сторожа. Вот только с того времени и по сей день ни один из них не получил свою зарплату.
Не у кого уволиться
В редакцию «Информ Полиса» обратились взволнованные жители посёлка Кабанск, которые уже более пяти лет работают сторожами на территории бывшего ПМК «Кабанская». Константин Голубев в 90-е годы работал там токарем, затем трудился в котельной, а когда в 2012 году вышел на пенсию, стал сторожем.
- Раньше ездили по районам, делали котельные, директор хороший был, работы было очень много, - вспоминает Константин Иванович. - Потом директор другой пришёл, и всё начало разваливаться. Мы стали получать по пять-семь тысяч в месяц, но в последнее время и этих денег не видим.
Когда с предприятия ушёл последний директор, остались лишь четыре сторожа и главный бухгалтер. Охранять здесь пока есть что – это склады, два гаража, сарай, мастерская и двухэтажная контора. Кроме этого, территорию взял в аренду местный индивидуальный предприниматель, который сделал там завод по производству комбикорма. Он стал выдавать сторожам по три тысячи рублей в месяц – единственные деньги, которые они получают за свою работу.
- Этот человек платит нам, но и то отказывается. Говорит, что обратится в местное охранное агентство и будет платить им, - говорит Константин Голубев. – Сейчас и директором сюда идти никто не хочет. Говорят, что не хотят связываться с нынешним главбухом. А она хоть и заявляет, что уволилась, но, думаю, её и палкой не отгонишь от этой кормушки. Она нас просто хочет выжить отсюда, чтобы долги не отдавать и спокойно распродать всё, что здесь осталось. Конкурсный управляющий у нас был из Воронежа. Главбух говорит: звоните ему, пишите ему, если он даст добро, то я вас уволю. Ну а где мы его найдём? Он давно нас бросил и не отвечает на звонки. А она говорит, что не может нас уволить. Если сами уйдёте, то вас, говорит, накажем. И с тех пор ни копейки не получали.
Сумма долга перед сторожами за эти годы скопилась немаленькая – около 200 тысяч на троих сторожей и ещё 100 на четвёртого, который в счёт зарплаты арендует на территории гараж.
- Мы никому не нужны, получается. Мы с женой на лекарствах – у меня инсульт был, у жены диабет. На таблетки и работаем. Как пенсионеру прожить в этой стране, вообще не понимаю, - пожимает плечами Константин Иванович.
Согласен со своим коллегой и другой сторож-дворник предприятия Юрий Николаев.
- Управляющий из Воронежа был, он ещё давал зарплату по пять-семь тысяч. Но, видимо, остатки с предприятия порастащил и уехал. Работаем мы потому, что уволиться не у кого: директора нет, главбух самоликвидировалась. Ну и потом, только уволься – они сразу забудут про эти долги! Они и ждут, чтобы последние сторожа расползлись. У них же есть долговая масса, они откупят помещения и всё на этом. А мы им просто-напросто мешаем. И обращались везде – и в прокуратуру, и народный фронт приезжал, но до сих пор тишина в этом вопросе, - вздыхает Юрий Николаев.
Всё распродано
Если предыдущих сторожей более-менее спасает пенсия, то сторожу Анне Третьяковой до пенсии ещё более десяти лет. Сегодня женщина самым настоящим образом выживает. Она и рада бы бросить работу сторожа с нищенской зарплатой, но не может даже уволиться.
- Мне не у кого забрать свою трудовую книжку. Нас некому уволить, некому рассчитать. Директора у нас нет, главный бухгалтер уволилась через суд, как она сама нам говорит. Куда мы только не писали! Я напрямую президенту Путину писала. У нас долг по зарплате около 200 тысяч. Это не считая того, что за последние пять лет мы ни разу не были в отпуске и не получали компенсацию за этот отпуск. Мы ходили в прокуратуру, у нас есть решение суда о том, что нам обязаны выплатить зарплату. Но приставы почему-то бездействуют, а наше предприятие не признают банкротом. Никто ничего не может сделать, - негодует Анна Третьякова.
По словам женщины, сторожить им приходится давно уже пустые склады, поскольку всё распродано. Она уверена, что остатки имущества предприятия распродаёт главный бухгалтер, поскольку без её ведома никто ничего продать не мог. А на вопросы о зарплате бухгалтер просила сторожей потерпеть.
- Мы как идиоты эту базу охраняем, сидим за бесплатно. Бывший начальник забрал себе «Газель», главбух – «КамАЗ», - рассказывает Анна Третьякова. - Мне в нашем следственном комитете сказали, что надо увольняться и вставать на биржу труда. А кто меня уволит? Я, если не буду ходить на работу, боюсь, что меня уволят по статье. Кто только уволит? Я вообще ничего не понимаю. Мы не понимаем, куда нам идти, к кому обращаться. Звонила в суд, думала, через суд меня уволят. Там сказали: мы этими делами не занимаемся.
«Выплата зарплаты стоит на первом месте»
Вот в такой растерянности живут сегодня сторожа когда-то успешного предприятия. Чтобы попытаться расставить все точки над i, мы обратились за комментарием к тому самому главбуху, о котором так часто упоминали работники предприятия. К тому же на данный момент это единственный человек, от которого, вероятно, и зависит судьба четырёх сторожей.
- На ПМК «Кабанская» нет директора. Я там работала, но 1 апреля тоже уволилась, - сообщает бывший главный бухгалтер предприятия Любовь Боровик. - Это предприятие три с половиной года было на банкротстве, а банкротство потом сняли. Конкурсный управляющий не продал имущество, и приставы всё арестовали. А база полностью сохранена и вся задолженность, как нам пояснили, будет выплачена после продажи имущества. Конкурсный управляющий провёл два лота о продаже имущества, а третий не провёл, и потом у него началась тяжба с налоговой. Налоговая, в свою очередь, отказала в банкротстве, предприятие якобы должно работать, но там нет директора.
По словам Боровик, всё имущество, оставшееся в собственности предприятия, оценено приставами в семь миллионов рублей. И этой суммы достаточно, чтобы погасить всю задолженность по зарплате. Сейчас же, как утверждает бывший главбух, всё имущество находится на оценке у судебных приставов.
- Они сказали, что выплата заработной платы стоит на первом месте после продажи имущества, и все долги будут выплачены после его продажи. Что же касается трудовых книжек, то они лежат в сейфе, но никто заявление об увольнение не подаёт. А уволить сторожей теперь можно, наверное, только через суд. Если нет ни директора, ни бухгалтера, то им ничего, наверное, не будет, если они не придут на работу. Их документы можно забрать или через приставов, или в архиве.
Если бывший бухгалтер говорит правду, то выплата долгов по зарплате остаётся лишь вопросом времени.
Комментарий юриста
Борис Бальжиев:
- У каждого гражданина РФ есть право на труд, право, а не обязанность трудиться, это зафиксировано в Конституции РФ и в Трудовом кодексе РФ. Что же касается данной ситуации, то необходимо понимать следующее: если организация обанкротилась и ликвидирована, то работников должны были уволить на основании пункта 1 части первой статьи 81 Трудового кодекса до завершения процедуры конкурсного производства. Но, как я понимаю, организация не ликвидирована, следовательно, уволить по данному основанию работников нельзя. Однако работники могут уволиться сами, написав заявление на основании статьи 80 Трудового кодекса РФ. В этом случае заявление подается за две недели.
Что касается задолженности по зарплате: если организация не ликвидирована, то ее должны выплатить при расторжении трудового договора, если же организация ликвидируется, то вся задолженность погашается в порядке очереди. Сначала погашаются текущие долги, а затем задолженность, включенная в реестр кредиторов. Долги погашаются за счет имущества (денежных средств и прочих активов). При этом соблюдается общая очередность погашения долгов. На основании статьи 855 ГК РФ заработная плата выплачивается во вторую очередь после оплаты задолженности по исполнительным документам по взысканию алиментов и вреда жизни и здоровью.