Коронавирус
3592
2

«Штаб бездействовал, пока мы внимание не привлекли»

Один из застрявших на месторождении в Якутии жителей Бурятии рассказал, почему вспыхнул бунт вахтовиков и как теперь оттуда пытаются выбраться люди

Фото: представлено героем материала

На минувшей неделе сотни бунтующих рабочих на Чаяндинском нефтегазоконденсатном месторождении в Ленском районе Якутии потребовали вывезти их из вахтового поселка. Там произошла вспышка COVID-19. После разгоревшегося скандала многие регионы откликнулись на просьбы земляков и забрали их на родину. А 4 мая бурятские власти объявили, что готовы принять 210 своих земляков

В каких условиях находятся рабочие Чаяндинского месторождения и когда уроженцев нашей республики вернут домой - в материале «Информ Полиса». 

«У меня положительный результат»

Власти Якутии 17 апреля объявили изоляцию на Чаяндинском нефтегазоконденсатном месторождении в Ленском районе Якутии, где расположены 34 вахтовых поселка подрядных организаций «Газпрома». Здесь работают более 10 тысяч человек, из которых 210 работников - уроженцы Бурятии. По данным Роспотребназора Якутии на 3 мая, на территории месторождения подтвердилось 39 случаев заражения коронавирусом. При этом власти аккуратно предполагают, что реальное число зараженных может быть в сотни раз больше. Так, главный инфекционист Министерства здравоохранения России Елена Малинникова по итогам поездки по вахтовым поселкам Чаяндинского месторождения сообщила, что положительные результаты выявлены у трети всех работников объекта, а это почти 3500 человек. 

И эта цифра выглядит более реалистично. Вахтовики жаловались на скученность проживания, отсутствие масок и антисептиков - именно такие условия можно считать благоприятными для стремительного распространения коронавируса. 

Еще 28 апреля в вахтовом поселке на 73-м километре разгорелся бунт. Николай из Бурятии (имя изменено. - Прим. авт.) также принимал участие в протестной акции. 

- На митинге руководство пояснило, что был создан штаб для реагирования, который бездействовал, пока мы внимание не привлекли. До бунта нас должны были расселить, чтобы меньше контактировали, но так этого и не сделали. Маски начали выдавать только несколько дней назад, каждый вечер по три дают. Режим питания в столовой поменяли тоже недавно. Изолировать тут не получится: общий душ, две бани, две столовые. Свои комнаты мы сами убираем по графику, для этого нам выдают хлорку. Видно, что убирают коридоры, - поделился он с «Информ Полисом». 

По его словам, рабочих из других регионов потихоньку вывозят из вахтового поселка. На момент подготовки газеты к печати было известно о 400 работниках, вывезенных в родные регионы. Николай же, как и другие уроженцы Бурятии, ждет возвращения домой. 

- Ничего пока не известно. Анализы на коронавирус взяли 21 апреля и обещали дать результаты в течение трех дней, но они стали приходить с 30 апреля. Тогда положительных пытались изолировать на соседнем километре, но, видимо, когда зараженных стало слишком много, перебрасывать перестали. Я узнал 3 мая, что у меня положительный результат на коронавирус. У нас в комнате живет 12 человек, из которых у семи положительные результаты. На днях проводилось повторное взятие анализов. Симптомов никаких не было, я себя хорошо чувствую, - утверждает Николай. 

После бунта прокуратура Ленского района начала проверку соблюдения прав и законных интересов вахтовых рабочих Чаяндинского нефтегазоконденсатного месторождения ОАО «Газпром добыча Ноябрьск» в условиях распространения коронавирусной инфекции. 

- В ходе проверки специалисты дадут оценку соблюдения трудовых прав граждан, требований санитарно-эпидемиологического законодательства, полноты принятия мер, направленных на недопущение массового заболевания работников месторождения, - сообщает ТАСС со ссылкой на пресс-службу прокуратуры Саха (Якутия). 

«Изоляции сейчас нет»

Иван Сиберев, генеральный директор АО «СтройТрансНефтеГаз», 1 мая направил письма главам регионов с просьбой принять местных жителей, работающих на месторождении в Якутии. 

- Прошу принять вахтовых рабочих - жителей Бурятии в количестве 210 человек, имеющих положительные и отрицательные результаты тестов на COVID-19, для организации режима самоизоляции. Оплату расходов по приему, размещению и питанию гарантирую, - обратился гендиректор к главе Бурятии Алексею Цыденову.

В первые дни ответа не последовало, а новости о том, что другие регионы увозят своих людей, вызвали возмущение у жительницы Бурятии Марины, чей муж Олег (имя изменено. - Прим. авт.) работает на Чаяндинском месторождении. Газете «Московский комсомолец» в Бурятии» она пожаловалась на то, что власти бросили своих граждан. 

- Олег уехал в Якутию в январе, а срок вахты закончился 30 апреля. Они должны быть уже дома, но с 17 апреля находятся там на изоляции. 21 апреля им сделали тест на коронавирус, но о результатах никого не информировали, - негодует собеседница «Информ Полиса». - Многие регионы уже вывезли своих земляков из Якутии, а Бурятия не реагирует. Меня это очень возмутило! Тут два часа на самолете, и они дома. А люди-то ждут и не знают, заражены они или нет. Никто не думает об этом, все молчат. 

Женщина обращалась с этим вопросом в Минздрав Бурятии, где ее перенаправили в Роспотребнадзор. Там, в свою очередь, ответили, что просьбы о возвращении вахтовиков не получали. По словам самого вахтовика Олега, гендиректор АО «СтройТрансНефтеГаз» направил обращение в регионы еще 1 мая. 

- Уже начали вывозить рабочих некоторые регионы: самая первая Башкирия, Иркутская область, Омск, Волгоград и т. д. Люди просто устали, домой все хотят. К тому же условия здесь не позволяют находиться в нормальной самоизоляции. Поэтому ждем, надеемся, когда разрешится все, - говорит мужчина. 

Олег отмечает, что в воскресенье, 3 мая, сотрудникам Чаяндинского месторождения провели повторное тестирование на коронавирус, результаты которого пока неизвестны. 

- Буквально два дня назад, 2 мая, выдали маски, перчатки, антисептики, раньше ничего не было. На одного человека дали три одноразовые маски на несколько дней, - рассказывает он. - Мы живем в вахтовом поселке на небольшой территории в вагончиках по восемь человек. Эти временные сооружения стоят близко друг с другом. Питание организовано в столовой, составленной из двух вагонов площадью около 12 квадратов. Входят туда 20 человек, и вроде бы график составляли, но очереди все равно образуются. Полностью изоляцию не смогут предоставить: все ходим в столовую, баню, уличный туалет, прачечную. 

Примут земляков

Уполномоченный по правам человека в Бурятии Юлия Жамбалова рассказала «Информ Полису», что в аппарат не поступало обращений по поводу ситуации на Чаяндинском месторождении в Якутии. Однако омбудсмен отслеживает сложившуюся ситуацию совместно с Сарданой Гурьевой, уполномоченным по правам человека в Саха (Якутия). 

- Письменных обращений ей не поступало, но поступило к федеральному омбудсмену Татьяне Москальковой. В свою очередь, она обратилась к вице-премьеру Юрию Трутневу. Сейчас прокуратура Якутии ведет широкомасштабную проверку на месторождении, чтобы дать правовую оценку по условиям на работе. А пока формируются списки рабочих, многие регионы уже вылетели за своими гражданами, - говорит она. 

Юлия Жамбалова отмечает, что аппарат работает с вахтовыми рабочими республики и в других регионах. При необходимости омбудсмен займется вопросами по зарплате, другим выплатам, а также индивидуально будет разбирать случаи заражения коронавирусом на вахте. 

В понедельник, 4 мая, глава Бурятии в ответном письме сообщил гендиректору АО «СтройТрансНефтеГаз», что в родной республике готовы принять 210 вахтовиков. 

- При этом работников с положительным анализом на COVID-19 госпитализируют в лечебные учреждения, организованные для лечения пациентов с новой коронавирусной инфекцией – в зависимости от тяжести заболевания, а контактных лиц поместят в обсерваторы, - отметил Алексей Цыденов. 

А до официального письменного ответа, еще 3 мая, как оказалось, глава Бурятии дал устный. Короткий, но лаконичный: «Своих не бросаем». 

Сейчас неизвестно, когда именно бурятские вахтовые рабочие вернутся на родину и сколько из них болеют коронавирусом. Понятно только, что любое промедление чревато увеличением числа заразившихся. Тогда медикаментов и карантинных мест понадобится гораздо больше.

Автор: Номина Соктуева

Подписывайтесь

Получайте свежие новости в мессенджерах и соцсетях