В минувшее воскресенье, 17 мая, ушёл из жизни известный краевед, автор резонансных статей, книг по краеведению, поэт и экскурсовод Виктор Харитонов. Он тесно сотрудничал с Центральной городской библиотекой имени И.К. Калашникова, был частым гостем и экспертом многих периодических изданий Бурятии.
Похороны Виктора Харитонова состоялись в Новоселенгинске, на родине предков.
«Никогда никому не отказывал в помощи»
Руководитель пресс-службы Улан-Удэнской и Бурятской епархии Марина Алисова опубликовала тёплые воспоминания о нем.
«Ну, вот. Проводили сегодня в последний путь Виктора Харитонова. Не побоявшись карантина, пришли все, кто его хорошо знал, дружил, любил, - пишет она. - А он любил людей, совершенно отчаянно любил и знал наш город. Он обожал свою маму, часто слышала от него «Мама сказала... надо у мамы спросить...» Как-то встретила его на Арбате, уже был ноябрь. Идет, куртка нараспашку. «Ты чего не застегнешься? Холодно же». «А пусть видят, какой мне свитер мама связала». Своего брата и невестку всегда звал Мишенька и Светочка. Мы познакомились с ним в 2000 году, то ли в «АиФе», то ли в «Правде Бурятии» он часто заходил в редакции (уж мы-то, журналисты перед ним в неоплатном долгу: за интересные сюжеты, статьи, подсказки). Никогда никому не отказывал в помощи, подборке материала. Хоть кому-то он казался чудоковатым, но он умел найти общий язык с любым человеком, независимо от возраста».
Общаться с Виктором Харитоновым, признаётся Марина Алисова, всегда было интересно:
«Харизматичный, интеллигентный, он был не просто ходячей энциклопедией, это была бездна знаний, интересных историй, фактов. Нам всегда было о чем поговорить. Последние два года у нас появилась еще одна общая тема: сад-огород. И Виктор и мама Ольга Александровна всегда были рады научить, подсказать. С их подачи я тоже увлеклась выращиванием специй. Две недели назад звоню ему и говорю: «Тут продают базилик, какой ты хотел». «А, ну возьми пару пачек. Ты когда в гости придешь?». «Ну, выпустят с карантина и приду». Будь он неладен, этот карантин. В который раз убеждаюсь, что ничего не надо откладывать на потом, потому что «потом» может и не быть. Конечно, из этой жизни еще никому не удавалось выбраться живым, придет и наш черед, но уж очень горько осознать, что больше не увидимся, не поговорим. Соболезную Ольге Александровне и Михаилу Александровичу» - пишет Марина Алисова.
В последнее время Виктор Харитонов вел познавательно-информационную программу «Байки из подвала» на YouTube-канале Туристского информационного центра «Байкал». Он открывал зрителям совсем другую, интересную Бурятию и отвечал на вопросы: почему в Еравне можно поставить памятник Робинзону Крузо, и как Анна Ахматова и Александр Пушкин связаны с Бурятией.
Туристский информационный центр «Байкал», с которым Виктор Харитонов сотрудничал в последнее время, пишет о планах, которые они совместно хотели осуществить:
- Виктор Александрович был проводником в историю Верхнеудинска и Бурятии. Делился открытиями в своих многочисленных очерках, сборниках, книгах, часами работал в архивах, музеях, библиотеках. Писал стихи. Совсем недавно ТИЦ «Байкал» и Виктор Харитонов начали совместный проект «Байки из подвала». Успели снять один аудиоролик и три видеосюжета, в которых Виктор Александрович рассказывает неизвестные факты из истории родной республики, а сколько интересного еще предстояло осуществить: планировали и командировки, и уличные городские съемки… Выражаем глубокие соболезнования маме Виктора Александровича Ольге Александровне Харитоновой, родным и близким. Память об этом талантливом человеке навсегда сохранится в наших сердцах.
Верил, что исторический центр Улан-Удэ ещё можно спасти
С особой любовью и трепетом рассказывал Виктор Александрович об Улан-Удэ, его истории и людях, которые эту историю творили. Так, в одной из своих публикаций на страницах еженедельника «Информ Полис» он рассказал о человеке, который создавал облик столицы Бурятии («Город, который построил Минерт» - от 2.10.2019, стр. 22). Материал был посвящён 85-летию переименования Верхнеудинска в Улан-Удэ.
Людвиг Карлович Минерт из села Лишня Бышевской волости Киевской губернии приехал в Бурятию в 1950 году и стал главным архитектором «Бурятмонголпроекта». По его проектам были построены такие здания, как Дом радио, «Забайкаллес», филармония, здание МВД, бывшее здание ФТС на Арбате, Дом художников.
«Именно с появлением этих зданий и был создан всем нам известный образ нашего города, и пусть простят меня современные архитекторы, мало кого вспомнят через полвека, как Людвига Карловича Минерта», - писал в своём материале Виктор Харитонов.
- Виктор Харитонов боролся за сохранение исторического центра города, - пишет в своём сообществе в Facebook телекомпания АТВ. - Мечтал и верил в то, что его ещё можно спасти… Как говорили его коллеги, Виктор часами работал в архивах, музеях и библиотеках. Он знал об истории Верхнеудинска всё. И делился своими открытиями в многочисленных книгах и очерках.
«Мы радовались вместе с ним»
В Центральной городской библиотеке им. И.К. Калашникова Виктора Александровича вспоминают с теплотой и благодарностью. Для них он был не просто коллегой и помощником во многих делах, но и добрым другом.
- Виктор Александрович был большим другом нашей библиотеки, с ним мы сотрудничали очень долго, - говорит заведующая библиотекой Раиса Цыбенова. – Он часто приходил, активно участвовал в наших мероприятиях, помогал в выпуске множества изданий, оказывал поддержку в рецензировании календаря знаменательных дат, кроме того, мы с ним выясняли некоторые исторические моменты. Виктор Харитонов проводил увлекательные экскурсии. Он был краеведом из когорты настоящих профессионалов, который поддерживал все наши идеи и начинания, а также помогал нашим библиотекам-филиалам.
По словам Раисы Цыбеновой, с уходом Виктора Харитонова в республике больше не осталось столь опытных, увлечённых и инициативных краеведов.
- Также Виктор Александрович очень увлекался огородничеством. Помню, он часто приходил в библиотеку с различными интересными плодами, показывал нам, какие растения у него выросли на участке. Мы радовались вместе с ним его достижениям – не только в работе, но и в обычной жизни, - говорит Раиса Цыденовна.
Открыватель неизведанного
Как вспоминает ведущий библиограф отдела краеведения библиотеки Людмила Дарьенко, Виктора Харитонова всегда интересовали неизведанные факты, с которыми он умел мастерски работать и представлять на суд читателя.
- Виктор Александрович предоставил нашей библиотеке свой архив редких фотографий, которые мы в дальнейшем использовали в своей работе, - говорит Людмила Дарьенко. – Родился он в Селенгинске, там же работал в краеведческом музее декабристов. В своё время он очень много ездил по стране, трудился в архивах. Его интересовало всё неизвестное. В одном из своих интервью он как-то сказал: «Мы пытаемся давать совершенно новую информацию или же известные факты подаём под неожиданным углом зрения. Как это у нас получается, судить вам. В наших планах отразить несколько десятков тем и, прежде всего, о неизвестных людях, внесших весомый вклад в развитие Забайкалья, о неизвестных событиях, которые повлияли на жизнь нашего края».
Даже те, кто не имел счастья знать Виктора Харитонова близко, помнят его как бездонный источник знаний и оптимизма. Любой, хоть раз заговоривший с ним, непременно получал порцию остроумных шуток или узнавал для себя что-то новое.
- Я, к сожалению, не был близко знаком с Виктором Александровичем, но мы часто встречались с ним в различных редакциях, где всегда его принимали хорошо, - рассказывает председатель комиссии Общественной палаты Бурятии, член регионального штаба ОНФ Бурятии, эколог Евгений Кислов. – Также на мероприятиях национально-культурных обществ его встречали с большим удовольствием представители разных народов, живущих в Бурятии. Потому что этот человек знал очень много об Улан-Удэ, о нашей республике. Он мог найти малоизвестные факты и подать их настолько интересно и увлекательно, что это просто завораживало людей. Конечно, у него была очень сложная жизнь, но, тем не менее, он имел оптимизм, желание искать и делиться с людьми. Безмерно жаль, что он так рано ушёл от нас. Я часто читал его материалы и комментарии в прессе, смотрел его выступления по телевидению и всегда воспринимал все сказанное им с большим интересом. С удовольствием изучал его открытки «Верхнеудинск дореволюционный», «Улан-Удэ довоенный» - он сохранял то, что, к сожалению, не хранит большинство из нас.
Безвременный уход Виктора Харитонова стал невосполнимой утратой для всех, кто его знал.
«Витя Харитонов – уникальный человек, краевед и поэт, с которым мы когда-то делали, вместе с единомышленниками, первый в Бурятии иллюстрированный журнал «Священный Байкал» и на этой почве подружились, - пишет на своей странице в Facebook поэт Амарсана Улзытуев. – Помню, в те годы – конец 80-х, начало 90-х, когда у всей страны случилась мучительная переоценка ценностей, я спросил Витю, каких принципов он придерживается, философских и вообще, он мне кратко ответил примерно следующее: «Что бы ни происходило вокруг и в моей голове - ничто мне не помешает, если, скажем, кто-то свалился в лужу - подать ему руку!»»
Один из друзей Виктора Александровича поэт Булат Аюшеев опубликовал в соцсети его стихотворения.
Я разбит и растерян, твой город покинули люди.
Повела их не дудка, не скрипка и не барабан,
И не крепкие вина, не сладкие щедрые блюда,
И не ветхий и новый завет, не талмуд, не коран,
И не щедрая плата, не самая страшная кара
Заставляет людей покидать обжитые места,
Не поток наводнений, не жаркое пламя пожаров,
Не война и не голод, и даже не вечная тьма…
И остались открытыми двери, пустыми – объятья,
И в пространстве ночи ни одно не светило окно.
В гардеробах остались висеть не надетые платья,
А в гранёных стаканах осталось не питым вино.
По изогнутым улицам ветры гуляют свободно –
Ты хотела такого сама, и теперь получай:
Ты теперь в этом городе можешь творить что угодно,
Хочешь – просто ходи и пустые качели качай.
* * *
Когда глаза устанут от цветов
И обратятся к символам и датам
Когда привыкнем мы с тобой к палатам
Больничным переполненным как ров
Что отделяют города от трав
Водою черной грязной и кровавой
Когда они воинствующей лавой
Осаждены. И прав ты иль не прав
Но ты займешь положенное место
На бастионе или у котла
Когда метет кровавая метла
И месится поднявшееся тесто.