В минувший четверг, 21 мая, состоялось заседание межведомственной комиссии по вопросам загрязнения атмосферного воздуха под председательством главы республики Алексея Цыденова. Участие в нём принял и мэр Улан-Удэ Игорь Шутенков. Речь на совещании шла, в частности, о ситуации в бурятской столице. Дело в том, что во время отопительного сезона в городе наблюдается повышенная концентрация вредных веществ. Как сообщили в пресс-службе администрации, основная причина тому – выбросы от котлов и печей частного сектора. ⠀
Шутенков отметил, что сейчас рассматривается возможность модернизации котельной «Юго-Западная» со строительством цеха по производству «бездымного» угля – или полукокса, которым будут пользоваться жители частных домов. По предварительным расчётам, в год для Улан-Удэнской агломерации потребуется около 220 тысяч тонн такого топлива. Но прежде власти планируют закупить уже готовую партию, чтобы проверить его эффективность.
- Улан-Удэ дышит воздухом, который отравляет и сам город, и пригородные районы – Иволгинский и Заиграевский. Принято решение взять в Красноярске порядка 5-10 тысяч тонн полукокса для того, чтобы провести практические эксперименты в городе, сделать замеры, посмотреть эффективность применения этого топлива, – пояснил градоначальник.
По его словам, снижение себестоимости бездымного угля в Улан-Удэ будет происходить за счёт вырабатываемого тепла при его производстве. Власти совместно с природоохранной прокуратурой, депутатами Народного Хурала и горсовета разработают и соответствующую нормативно-правовую базу – дабы «побудить граждан переходить с отравляющих веществ на экологически чистые материалы».
- Потому что должны быть и условия, и возможности, и необходимость. Если один человек пользуется экологически чистым топливом, а второй рядышком будет сжигать пластмассу, мазут и так далее, то никакого эффекта не будет, – отметил мэр.
Специалисты посчитают количество печей и котлов в частном секторе, выяснят, каким видом топлива пользуются его жители и исследуют степень вредного воздействия на окружающую среду. В администрации подчёркивают: технология производства бездымного топлива разработана компанией «СУЭК». В рамках этой технологии руководство бурятской столицы предложило изготовить предварительное технико-экономическое обоснование (предТЭО) – подобно Тыве, где разработка такого предТЭО сейчас находится на начальной стадии.
В рамках предТЭО предлагается протестировать марки добываемого в Бурятии угля для отработки технологических режимов получения «бездымного» топлива. А ещё – обследовать котельные, на которых возможен запуск производства – «Юго-Западная» и в микрорайонах Загорск, Аэропорт и Заречный. Полученные результаты примут в качестве исходных данных для предпроектных экономических расчётов.
Фудзияма в Улан-Удэ
Вопрос чистоты воздуха в городе встаёт ребром с наступлением холодов ежегодно, и каждый раз ситуация, кажется, только усугубляется. Сегодня соцсети буквально пестрят жалобами на едкий дым, окутавший город. Кто-то, по традиции, грешит на частные дома, кто-то – на ТЭЦ, кто-то – на местные предприятия. В начале декабря Николай Будуев, представляющий интересы Бурятии в нижней палате российского парламента, решил организовать по этому поводу круглый стол, после которого сделал неутешительные выводы – выбросы от так называемых малых котельных никто не контролирует.
- Следят у нас только за «большими трубами», – констатировал Николай Будуев на своей страничке в Facebook. – Вот и получается, что, по официальным данным, 85% смога создают ТЭЦ-1 и ТЭЦ-2. Но, пардон, ТЭЦ работает круглогодично с 1936 года, а проблема обострилась буквально пару лет назад и возникает только зимой. Именно из-за этих «данных» частные котельные выпадают из поля зрения надзорных органов. Но из нашего поля зрения и дыхания, к сожалению, никуда не деваются. Никто не проводил исследования, какой вклад в загрязнение городского воздуха вносят кочегарки и котельные хозяйствующих субъектов.
Виной всему, по мнению парламентария, именно «грязные кочегарки» частного сектора, мелких предприятий, различных цехов и станций техобслуживания.
- Уверен, почти у каждого жителя частного сектора есть парочка таких на примете. В ходе длительной дискуссии выяснилось, что единственным способом «прикрыть» такие «соседские» трубы являются обращения граждан, – подчеркнул народный избранник.
А потому выход, по словам депутата, только один – «стучать» на владельцев кочегарок. Бывший зампред правительства Бурятии по социальному развитию Владимир Матханов уверен, что улан-удэнцам приходится дышать грязным воздухом по вине теплоэнергетиков. В конце декабря он даже опубликовал в соцсетях пост, с которым сравнил дым от ТЭЦ и японский вулкан Фудзияма.
Сегодня углём и дровами в Улан-Удэ отапливается несколько десятков тысяч домов. При их горении образуются канцерогены. Поскольку город расположен в Иволгино-Удинской межгорной впадине, циркуляция воздуха затруднена. Из-за этих особенностей ландшафта вредные вещества скапливаются в приземном слое атмосферы, а при высокой влажности и вовсе образуется смог.
Кроме того, многие «частники» используют самодельные печи и котлы, которые не обеспечивают полное сгорание топлива из-за различных эксплуатационных ограничений. Это тоже не лучшим образом сказывается на состоянии воздуха. К примеру, использование угля приводит к выбросам серы и других токсичных загрязнителей. Даже при хорошем сгорании эти загрязняющие вещества не разрушаются. Они оказывают негативное влияние на сердечно-сосудистую и дыхательную системы и способствуют развитию онкологических заболеваний.