Пандемия коронавируса стала очередным вызовом для бизнеса, показав необходимость налаживать онлайн-коммуникацию с коллективом и клиентами. Многие компании перешли на удаленную работу, организовав виртуальные офисы. Об эффективности новых подходов пока судить рано. Но этот кризис, со слов Дмитрия Леуса, станет началом огромных изменений во всех сферах бизнеса.
Как реагирует рынок энергоресурсов?
Карантинные ограничения, в частности режим самоизоляции, привели к остановке промышленности, а также транспортной системы во всем мире. Что спровоцировало снижение количества потребляемой нефти и других энергоресурсов. Энергетические компании оказались перед непростым выбором: полная (или частичная) консервация производства, либо экстренный переход на новые технологии добычи ресурсов.
Дмитрий Леус отмечает, что энергетический рынок России не был готов к таким испытаниям. Большинство компаний неспособны в короткие сроки освоить новые технологии, по причине отсутствия инвестиций. Кроме того, для перехода на передовые методы добычи необходимо время. Поэтому вопросы энергетического сектора будут решать политики. Законодательные инициативы определят вектор развития и будущее целой отрасли.
Инвестор отмечает, что кризис не должен повлиять на работу больших энергетических компаний. Им необходимо снизить затраты, что поможет остаться на плаву и даже укрепить свои позиции. Под ударом окажутся небольшие предприятия. Всех, кто не успел закрепиться на рынке, ждет роль внутреннего поставщика для крупных корпораций, либо банкротство.
Как изменится рынок недвижимости после карантина?
Сейчас на российском рынке недвижимости наблюдается небольшой всплеск спекулятивных сделок. Тому есть два объяснения: падение рубля, а также снижение ипотечной ставки. Эти два фактора повлияли на желание инвесторов воспользоваться снижением цены на кв.м, а также сохранить активы в коммерческих проектах. Но вирусный кризис внес коррективы в распределение средств в этом секторе.
Свыше 70% инвестиций припадали на офисную и ритейл недвижимость. Режим самоизоляции сделал эти объекты менее привлекательными для инвесторов. Уже сейчас наблюдается снижение спроса на офисные помещения низкого качества. По выходу из карантина многие компании уменьшат штат или полностью откажутся от аренды. Поэтому процент вложений в офисы к концу года будет снижаться.
То же касается торговых площадей. Карантин показал, как важно магазинам усиливать свое присутствие в сети. Поэтому выход из режима самоизоляции для многих компаний станет началом нового этапа. Ожидается, что огромные магазины заменят небольшие точки выдачи заказов, сделанных в Интернете. Дмитрий Леус прогнозирует смещение инвестиций в регионы. Говорится о строительстве развлекательных центров в небольших городах.
Лучшей сферой для вложений в 2020-2021 году эксперт называет складкою недвижимость, а также все объекты, связанные с логистикой. Это одна из категорий, которая показывает стабильный рост инвестиций на протяжении 5 лет. Ведь переход бизнеса в онлайн невозможен без логистики. Поэтому, наряду с магазинами и развлекательными центрами, в регионах начнется развитие курьерских служб с построением складских помещений.
Что происходит на фондовом рынке?
Вирусный кризис коснулся фондовых рынков во всем мире, а также работы с ценными бумагами. В России наблюдается стабильное снижение работы фондового рынка. Эксперты говорят, что это прогнозируемая реакция на вирусную пандемию. Более того, уже сейчас понятно, когда ситуация улучшится, и сколько времени понадобится компаниям, чтобы вернуть свои позиции.
Дмитрий Леус говорит, что не стоит сравнивать нынешнюю ситуацию с 2008-2009 годами. Тогда падение рынка невозможно было предугадать или спрогнозировать окончание кризиса. Сейчас без потерь тоже не обойдется. Одни компании исчезнут, другие — укрепят лидерские позиции. Глобально произойдет перераспределение капиталов. Но реальным крахом этот кризис, вызванный пандемией коронавируса, точно не закончится.