В республике более 21 тысячи предпринимателей не попали в список тех, кому положены субсидии. Из-за невозможности воспользоваться мерами поддержки многие из них остались наедине со своими проблемами и долгами.
67-летняя Александра Бухальцева 18 лет торгует выпечкой, кондитерскими изделиями и другими продуктами питания в небольшом киоске на юрфаке БГУ. Для студентов и коллектива вуза за эти годы она стала родной. Каждую перемену у двери киоска Александры Николаевны собираются очереди. Здесь её ласково зовут «Тётя Саша».
Закрылась вместе с университетом
О том, что на работу её маленького бизнеса когда-либо повлияет ОКВЭД (Общероссийский классификатор видов экономической деятельности – Прим. автора), Александра Николаевна не задумывалась. Так жили и работали тысячи предпринимателей в республике.
- В это тяжёлое для всего мира время в трудном положении оказалась и я, - говорит пенсионерка. – Индексации пенсии нет, так как я работающий пенсионер – она у меня составляет 11 700 рублей. За вычетом коммунальных услуг на руках остаётся совсем маленькая сумма. Помощь от государства я получить не могу, так как по ОКВЭД основной вид деятельности моей торговой точки – продажа продуктов – выпечка, кондитерские изделия и другое. А продуктовые торговые точки не закрывались с наступлением режима самоизоляции. Однако закрылись все университеты страны, а я арендую торговое место в университете, поэтому закрылась вместе с университетом.
У Александры Николаевны обязательства перед поставщиками – она взяла товары под реализацию, и срок годности многих из них истёк или скоро истечёт. Как и у многих жителей страны, у неё также есть кредиты в банках.
- Благодарю руководство БГУ, что приостановили оплату аренды, - говорит женщина. – Знаю, что таких, как я, много, и мы остались за бортом. Когда обсуждалась помощь предпринимателям от государства, таких предпринимателей, как я, не учли. Моё маленькое дело помогало мне жить, радоваться жизни и поддерживать своих детей и внуков.
«Хотелось бы, чтобы к каждому подходили индивидуально»
Владелец бара разливного пива Артём Бакулин также столкнулся с проблемой невозможности получения господдержки. По документам основной вид деятельности его предприятия – розничная продажа пищевых продуктов. А поскольку торговые точки с продуктами не закрывались на время самоизоляции, выплаты им не положены.
- Основной вид деятельности по выписке моего ИП – 47.11 – розничная продажа пищевых продуктов. Хотя я по данному ОКВЭД не работаю. На налоговом учёте я стою по ОКВЭД 56.30 – подача напитков. Для получения поддержки нужно, чтобы этот ОКВЭД обязательно был основным, - говорит Артём Бакулин.
В своё время предприниматель не придавал значения этому нюансу. Теперь он не знает, как расплатиться по долгам и сохранить свой бизнес.
- Ещё на конец марта у меня были долги перед поставщиками, и они до сих пор не погашены, - рассказывает Артём. – Также накопились долги по аренде за два месяца самоизоляции. За льготным кредитом я точно обращаться не планирую.
К каждому ИП следует подходить индивидуально, говорит мужчина. У многих предпринимателей ОКВЭД одинаковый, невзирая на разную деятельность.
«Подход несправедливый и непродуманный»
Чингис Матхеев, уполномоченный по защите прав предпринимателей в Бурятии:
- В Бурятии более 21 тысячи предпринимателей выпадают из списка тех, кому положена господдержка, из-за несовпадения ОКВЭД. Всего на 10 мая в Бурятии числится 29 330 микро-, малых и средний предприятий, из которых под субсидии попадают 8 081. Тем временем, вся поддержка привязана именно к этому классификатору. Вообще выдвигалось предложение выделять пострадавшие отрасли – те, чья выручка упала по отношению к 2019 году на 30 процентов и более, независимо от сферы деятельности. Но трудность заключается в том, что налоговая отчётность в России производится поквартально, а не ежемесячно. То есть первый квартал нам ничего не показал, а отчётность за второй квартал будет известна только в конце июня, соответственно выручка будет проанализирована в августе. Я согласен с тем, что подход, связанный с ОКВЭД, несправедливый и непродуманный. Этот вопрос никогда не поднимался ни государством, ни бизнес-сообществом. В основном злополучный ОКВЭД 47.8 («Торговля розничная в нестационарных торговых объектах и на рынках») присваивался людям автоматически в 2016-2018 годах. Это касается предпринимателей, которые уже давно работают в сфере торговли. На прошлой неделе министр экономического развития России говорил, что сделано предложение в Правительство о том, чтобы предприниматели могли уточниться внутри групп своих ОКВЭД. Так что бизнес ждёт постановления Правительства, чтобы актуализировать свои данные. Надеюсь, когда это решение будет принято, автоматически продлится срок подачи заявок за апрель. Сейчас Фонд поддержки малого предпринимательства выдаёт льготные кредиты тем предпринимателям, которые сохраняют занятость своих работников. Желающие могут обратиться в Фонд по телефону 8 (3012) 48-08-08. Субсидии – лишь одна из мер поддержки предпринимательства. Сегодня у бизнеса есть возможность получить отсрочку по налогам. Также с 1 июня начала действовать льготная программа в банках – кредиты под 2% на поддержку занятости. Если предприниматель полностью сохранит занятость, ему полностью спишут долг по данному кредиту. Однако все эти меры опять-таки привязаны к ОКВЭД. Вообще, по оценке Уполномоченного при Президенте России по защите прав предпринимателей Бориса Титова, всеми перечисленными мерами могут воспользоваться меньше 10% предпринимателей по всей стране. Предприниматели, оказавшиеся в трудной ситуации в связи с невозможностью получения господдержки, могут также обратиться в аппарат уполномоченного в Бурятии.
Как отмечают в министерстве экономики Бурятии, зачастую основной объём выручки приходится на дополнительные виды деятельности, а не на основной, по которому предпринимателей относят к пострадавшим отраслям.
- Правительством Бурятии уже было направлено соответствующее обращение в адрес Правительства Российской Федерации с предложениями по решению данной проблемы, - подтверждают в министерстве. – В настоящее время со стороны Минэкономразвития РФ данный вопрос также находится в проработке. Сформированы предложения по предоставлению предпринимателям возможности изменить основной ВЭД, чтобы получить действующие меры поддержки до 1 июля 2020 года.