жалоба
19011
2

На севере Бурятии бывшие бамовцы годами ютятся в ветхих бараках в надежде на то, что их услышат власти

Во времена всесоюзной стройки они и подумать не могли, что старость им придется встречать с клопами и в холоде

Фото: архив Н. Лялиной

Розе Фатыховне Фархуллиной 68 лет. Женщина стоит в очереди на переселение из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностям. Место, где стоит её дом, многие годы было свалкой. Саму постройку уже давно ведёт, отчего в ней страшно жить, говорит пенсионерка. 

- Когда стройка БАМа завершилась, в 1998 году вышло постановление о том, чтобы вывезти бамовцев с мест их проживания, так как работы для них тогда уже не было, - рассказывает Роза Фатыховна. – Нам должны были выдать сертификаты на получение квартир, но меня в администрации нашего района в очередь тогда не поставили. Сказали, что поставят, когда я пойду на пенсию в 2003 году. Что оставалось делать, я продолжила работать в котельной и ждать. 

«Полы поднимаются, крыша сгорела»

В 2010 году Роза Фархуллина обратилась к адвокату, а тот, в свою очередь, к главе района. Из администрации пришёл ответ, что в 2003 году пенсионерку поставили в очередь под номером 1 731. Через два года женщина отправилась «на поклон» уже к новому главе. 

- Он сказал, что уже выдают сертификаты бамовцам и что я тоже имею на него право, причем мои права нарушены. Мне рекомендовали обратиться к юристу, который поможет составить исковое заявление в суд. Но, когда начались судебные заседания, представитель администрации не приезжал. Не являлся и представитель Минстроя Бурятии. Они были ответчиками. Всё время у них были какие-то отговорки, то командировки, то ещё что-то. Через полмесяца снова ответчик от администрации не явился в суд, сославшись на командировку, - говорит Роза Фатыховна. 

Долгие годы женщина с четырьмя детьми жила в двухэтажном доме в соседстве с клопами. 

- Кого только не заселяли туда, - вспоминает она. - Было невозможно так жить дальше. В 1996 году, когда работы на БАМе уже сворачивались, начальство предлагало нашим людям взять самострой, и я взяла. Этот двухквартирный дом стоит на месте, которое в течение 20 лет было свалкой. Помню, как невозможно было залезть в подполье за картошкой из-за ужасного запаха. Дом уже давно ведёт, полы поднимаются, год назад пожар был – сгорела крыша. Теперь я не могу получить жильё ни по выезду с севера, ни по программе переселения из ветхого жилья. Ни прокуратура, ни местные власти не реагируют на нас, простых людей. 

«Была в очереди 92-й, стала 385-й»

Односельчанка Розы Фархуллиной 69-летняя Надежда Борисовна Лялина живёт в Новом Уояне 39 лет. Из них десять она работала воспитателем на БАМе. Когда детский сад закрыли, Надежда Борисовна была вынуждена уйти на пенсию. О том, что заслуженный отдых превратится для неё в кошмар и бесконечное ожидание, она тогда не догадывалась. 

- Живём мы с гражданским мужем и сыном в бараке с начала строительства БАМа и уже шесть лет как одни – две соседние комнаты пустуют, так как уже не годятся для  проживания, - рассказывает Надежда Лялина. – Дом ветхий, в нём очень холодно, стены не капитальные. Когда поднимается ветер, провода соприкасаются, и мы сидим без света. 

По словам пенсионерки, четыре года назад в очереди на переселение она была под номером 92. В 2019 году её позиция в списке очередников значительно сместилась назад, о чём женщина узнала в администрации района. 

- В прошлом году я ездила к главе в Северобайкальск, сказала, что невозможно больше так жить. В соседних комнатах постоянно кто-то ошивался, то ли пили, то ли что – было страшно, вдруг нас подожгут, - рассказывает Надежда Борисовна. – Потом мы забили все двери и окна в пустующих квартирах, но по-прежнему спим со светом в кухне, так как боимся. В администрации мне сообщили, что моя очередь уже 260-я. Успокоили, сказали, что дадут 30 сертификатов и моя очередь продвинется. Но в конце лета мне пришло письмо, в котором говорилось, что в своём письме в администрацию я привела ложные сведения –  сообщила, что некоторые бамовцы получили сертификаты незаконно. 

От своих слов Надежда Лялина не отказывается и сегодня, так как за десятки лет жизни в посёлке знает об односельчанах немало. 

- Я знаю этих людей, они живут в хороших условиях и не в нашем посёлке. Зато приезжают, получают сертификаты и уезжают. А мы здесь живём годами в холоде. Продукты у нас намного дороже, чем в Улан-Удэ или Иркутске. Находимся в постоянном стрессе и ожидании – вдруг наши дома подожгут. В прошлом году на 9 мая подожгли соседний дом. На нашей улице осталось три дома, - говорит женщина. 

В этом году очередь пенсионерки 385-я. Тем временем, как утверждает она, в доме № 13 по улице Муйской уже больше десяти лет никто не живёт. А его жители стоят в очереди. 

- Мне известно, что умер последний житель этого дома, но жильцы дома стоят в очереди. Получается, в списке есть мёртвые люди? – спрашивает Надежда Лялина. 

Дом Надежды Борисовны построен в середине 70-х годов. Но сертификаты на новое жильё получают её сельчане, чьи дома построены гораздо позднее, говорит она. 

Чтобы выяснить, как продвигается очередь жителей Нового Уояна, обратившихся в редакцию, мы обратились с запросами в администрацию Северо-Байкальского района и Минстрой Бурятии. В министерстве пообещали ответить в 30-дневный срок, а связаться с администрацией нам так и не удалось. Надеемся, что власти района ответят на запрос в ближайшее время. 

Покойники в очереди

Думается, что подозрения Надежды Лялиной нельзя считать несправедливыми. Как сообщала в мае прокуратура Бурятии, порядка 70 нарушений закона при переселении жильцов аварийных домов нашли сотрудники ведомства в 2019 - 2020 годах. Также найдены нарушения при формировании очереди расселения в зоне БАМа. 

- Комиссия, созданная при Минстрое республики, давала рекомендации по установлению очерёдности расселения в отсутствие сведений об общей площади домов, степени износа их коммунальной инфраструктуры. Таким образом, комиссия допускала неверное определение итогового значения баллов, влияющих на очередь, - сообщают в прокуратуре. 

Администрация Муйского района не проводила сверку общей площади многоквартирных домов в очереди надлежащим образом. Орган местного самоуправления не владел достоверными сведениями о степени износа отдельных домов. 

- Выявлены факты необоснованного включения в действующую очередность умершего гражданина, а также гражданина, ранее получившего социальную выплату по указанной программе, - сообщают в ведомстве. 

«В порядке очерёдности, с учётом финансирования»

В итоге ответа из Минстроя мы все же дождались. 

Фото: egov-buryatia.ru

Евгений Коркин, первый заместитель министра строительства и модернизации ЖКХ Бурятии: 

- Права граждан, выезжающих (выехавших) из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, регламентируются ФЗ от 25 октября 2002 года№125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей». Улучшение жилищных условий данной категории граждан осуществляется путём предоставления соцвыплат (сертификатов) в рамках реализации ведомственной целевой программы «Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильём и оплате жилищно-коммунальных услуг» госпрограммы «Обеспечение доступным и комфортным жильём и коммунальными услугами граждан Российской Федерации». 

Заявитель Фархуллина состоит на учёте граждан, имеющих право на получение соцвыплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, и является участником госпрограммы. Распределение социальной выплаты осуществляется по дате постановки на учёт. В течение 2006-2012 годов сертификаты распределялись только инвалидам I и II групп данной категории граждан и инвалидам детства, родившимся в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях. Пенсионеры, безработные и работающие выплаты на улучшение жилищных условий не получали. Сертификаты распределяются гражданам следующим образом: 

  • 70% от общей суммы предусмотренных федеральных средств – инвалидам I и II групп, выезжающим, выехавшим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, и инвалидам детства, родившимся в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях;
  • 20% пенсионерам;
  • 10% работающим. 

Механизм внеочередного предоставления сертификатов федеральным законодательством не предусмотрен. Таким образом, соцвыплата на улучшение жилищных условий будет выделена в порядке очерёдности, с учётом финансирования. 

На 2019 год Бурятии выделили 320 127,9 тысяч рублей из федерального бюджета. Оформлено и выдано 156 сертификатов, из них 25 сертификатов пенсионерам, вставшим на учёт в 1995-1996 годах. На 2020 год Бурятии выделено 291 644, 1 тысяч рублей. 

Количество граждан, получающих жилищные сертификаты, определяется из:

  • объёма средств, выделяемых из федерального бюджета;
  • стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях;
  • количества членов семьи получателя;
  • норматива стоимости одного квадратного метра жилой площади, утверждённой приказом Минстроя РФ на каждое полугодие. 

- Жилое помещение Лялиной участвует в мероприятии «Переселение граждан из жилых помещений, расположенных в зоне БАМ, признанных непригодными для проживания, и (или) из жилых домов (помещений), признанных аварийными и не подлежащими реконструкции». Для формирования (корректировки) очерёдности расселения муниципальные образования формируют и направляют в Минстрой Бурятии соответствующие списки и несут ответственность за обоснованность внесения в списки граждан, а также за достоверность содержащихся в них сведений. Лица, которым в связи со строительством БАМ было предоставлено временное жильё, подлежат расселению в первоочередном порядке. Во вторую очередь соцвыплата предоставляется тем, кто утратил аварийное жильё в результате ЧС регионального характера. Затем – гражданам, проживающим в МКД, признанных аварийными и подлежащими сносу. В последнюю очередь – гражданам, чьё жильё признано непригодным для проживания. 

Очередь Лялиной на 2020 год составила №385. Срок реализации мероприятия (по переселению) – 2018-2025 годы. Отмечу, что Правительство Бурятии направляет обращения в Правительство Российской Федерации о рассмотрении возможности финансирования до окончания срока реализации для Бурятии в размере не менее 7,5 млрд. рублей. Это позволит переселить всех граждан, включённых в очередь.

Автор: Валерия Бальжиева

Подписывайтесь

Получайте свежие новости в мессенджерах и соцсетях