Конституция
1658

Цыденжап Батуев: Совершенствование Конституции необходимо

Экс-депутат Народного Хурала провел сравнительный анализ по поправкам в Основные законы разных стран мира

Фото: архив infpol.ru

Венецианская комиссия Совета Европы должна проверить изменения Конституции России на соответствие европейским и международным стандартам демократии и верховенства права, а также правовым обязательствам Российской Федерации в рамках Совета Европы, сообщает корреспонденту infpol.ru депутат Народного Хурала Бурятии четвертого созыва, ранее возглавлявший комитет по местному самоуправлению и госустройству, кандидат исторических наук Цыденжап Батуев.

«Всему своё время»

В середине июня данная комиссия должна опубликовать свою оценку поправки только к 79-й статье действующей Конституции нашей страны — о праве Российской Федерации не исполнять решения международных органов. 

- Полагаю, это не случайно, поскольку при всём желании обнаружить во вносимых поправках ущемление демократических прав и свобод российских граждан невозможно, так как 1 и 2 статьи Основного закона страны остаются неизменными. А одно из основных достижений Конституции Российской Федерации 1993 года - это признание приоритета личных прав граждан, - говорит Цыденжап Батуев.

В связи с упоминанием о Венецианской комиссии можно вспомнить, что данная комиссия сыграла не последнюю роль в утверждении ныне действующего текста Основного закона страны. Известно, что из подготовленных четырёх проектов Конституции, взятый за основу проект Конституции группы разработчиков под руководством Бориса Ельцина проходил обсуждение именно в Венецианской комиссии Совета Европы. 

- На мой взгляд, происхождение ныне особо критикуемых статьей Российской Конституции - «о приоритете международного права, деидеологизация, о частном праве на землю и другие природные ресурсы, о не вхождении органов местного самоуправления в систему органов государственной власти» появились с благословления членов данной комиссии. И по принципу «всему своё время», одной из причин подготовки конституционной реформы, наряду с внешнеполитическими и внутренними причинами, стала необходимость пересмотра выше перечисленных конституционных норм действующего Основного закона страны. При этом необходимо отметить, что процесс совершенствования национальных Конституций имеет свойство повторяющегося характера, так в большинстве европейских стран за последние 25–30 лет конституции претерпели изменения несколько раз, - говорит эксперт.

Например, в Швеции и Норвегии с 1991 года Основной закон изменился трижды, в Нидерландах с 1995 года — четыре раза. Семь раз с 1991 года менялась Австрийская конституция. В этом плане интересен опыт государственного строительства Франции, так всего было принято 13 конституций. Первая конституция датируется 1798 годом. Из всех последующих французских конституций исследователи выделяют Конституцию 1946, как самую демократическую за всю историю развития Франции. Ныне действующая Конституция возникла как результат разрешения политического кризиса 1954—1958 годов и отличается от предыдущей меньшим набором демократических положений и изменяет соотношение ветвей власти. Полномочия парламента сильно урезаны, но при этом даётся широкий простор для концентрации власти в руках исполнительных органов, прежде всего президента. Так же можно отметить, что уже в ХХI веке были приняты более 20 новых конституций в странах Африки, Азии и Латинской Америки. Среди них Сенегал, Египет, Тунис, Нигер, Сомали, Судан, Афганистан, Ирак, Таиланд, Мьянма, Эквадор, Боливия. Таким образом, анализ показывает, что конституционные реформы в средне мировых измерениях осуществляются раз в 15–16 лет, а российская Конституция просуществовала без полномасштабных изменений свыше четверти века, подмечает депутат Народного Хурала Бурятии четвертого созыва.

Процветание всех национальностей

Цыденжап Батуев делает вывод, что общий анализ, вносимых поправок в Конституцию показывает, что они касаются большого спектра общественных отношений и характеристик социума, в том числе и такого понятия, как историческая память. 

- Полагаю, что именно этим объясняется появление новой статьи 67 примечание 1, где говорится о правопреемственности Российской Федерации и тысячелетней истории нашего государства, - говорит историк.

Он приводит пример из Конституции КНР где говорится, что «Китай – одно из государств мира с самой древней историей. Народы всех национальностей Китая вместе создали великолепную культуру, имеют славные революционные традиции. Китайская Народная Республика – единое многонациональное государство, созданное общими усилиями народов различных национальностей всей страны. Уже установились и будут укрепляться впредь социалистические национальные отношения равенства, сплоченности, взаимопомощи и гармонии. В борьбе за сохранение национальной сплоченности следует выступать, как против национализма великой нации, прежде всего великоханьского шовинизма, так и против местного национализма. Государство прилагает все усилия к тому, чтобы способствовать общему процветанию всех национальностей страны». 

- Как видим, в Основном законе одной из ведущих мировых держав, отдаётся дань большого уважения историческому прошлому. Также объединяющим признаком для Конституций цивилизованных стран является применение принципа разделения властей. И в тоже время, наблюдается тенденция при проведении конституционных реформ передовые страны идут по пути применения в Основном законе страны «системы сдержек и противовесов», - говорит эксперт. 

По его словам, данная система впервые была применена к американской модели государственного устройства в Конституции 1787 года изначально формируясь в сравнительно небольшом государстве, где проживало около трех миллионов человек, система «сдержек и противовесов» сохранила свою актуальность и жизнеспособность на протяжении всех 230 лет существования США. Ценность системы в преемственности действовала, когда США были только что образовавшимся неразвитым государством, и когда они стали одной из ведущих сверхдержав. 

Он полагает, что перераспределение во внесённых поправках в Конституцию РФ полномочий между высшими органами государственной власти, установления понятия системы публичной власти и предоставление права парламентского контроля свидетельствует о продолжении курса на совершенствование государственного устройства страны, на основе принципа «системы сдержек и противовесов».

- И в завершении, хотелось бы напомнить, что в конституционном праве есть понятие фактическая Конституция - это когда конституционные нормы соответствуют состоянию социальных сил в обществе и отражают реальный порядок осуществления государственной власти. И в тоже время, есть понятие юридическая Конституция - это когда на практике может складываться порядок осуществления государственной власти, отличающийся от норм, которые предписывает юридическая конституция. Комфортно себя чувствуют граждане той страны, где реально действует конституционные нормы и предписания, то есть юридическая и фактическая конституции совпадают, - подчеркивает Цыденжап Батуев.

Если же фактическая и юридическая конституции не совпадают, то порождается фиктивность некоторых положений основного закона, соответственно растёт недоверие и недовольство граждан к органам власти всех видов и уровней. 

- Проявления подобных негативных настроений в российском обществе достаточно. И остаётся надеяться, что совершенствование Основного закона страны направлены именно на достижение равенства всех перед законом, справедливого распределения общественных благ и развития культурного многообразия нашей многонациональной Российской Федерации, - говорит он.

Сберечь Байкал

Для Республики Бурятия особо представляет интерес обновлённая статья 70 в части 2, где говорится что отдельным конституционным законом может быть определено размещение Федерального органа власти в другом городе, кроме города Москва. 

- Недавно один из институтов ООН в очередной раз озаботился бедственным положением экологии озера Байкал, а сколько не продуманных законов, нормативных документов принято и громких заявлений сделано на федеральном уровне не перечесть. При этом, вся эта деятельность характеризуется одним - глашатаи не знают реального положения вещей, а принятые документы не учитывают интересы людей. Поэтому, полагаю публичным органам власти республики вместе с научной общественностью и институтами гражданского и местного сообщества целесообразно обсудить вопрос о выработке предложения создания или перемещения в город Улан-Удэ Федерального органа власти, ведающего вопросами сбережения озера Байкал, - подытоживает Цыденжап Батуев.

Автор: Ася Селезнева

Подписывайтесь

Получайте свежие новости в мессенджерах и соцсетях