Президент федерации этноспорта республики Алексей Гыргенов опубликовал в соцсетях фото с флагом движения «hээр шалган». Он представляет собой белое полотно с бурятскими орнаментами и узорами и мужчиной в национальной одежде, который держит в руках хребтовую кость. Внизу указаны основные вариации произношения традиционной бурятской забавы – «сээр хухалха», «hэер шаалга» и «hээр шаалга».
- Справа – цвета хадаков, где белый – символ изначальной чистоты и чистых помыслов. У бурят он обладает особой сакральностью. Это цвет святости, благополучия, – пояснил Гыргенов на своей страничке в Facebook. – Синий обозначает Вечное синее небо у монголов и бурят. Его подносят Будде и божествам. Это символ гармонии, согласия и спокойствия, воплощение доброты, верности, бесконечности, расположения, а также символ мужского начала.
Жёлтый, по словам главы федерации этноспорта, означает плодородие, умножение и достаток, постоянство и неизменность, тепло и жизнь, а красный – сохранность и безопасность и к тому же притягивает все благие качества.
- Это цвет власти и величия. Ему приписываются и целительные свойства, способность противостоять сглазу и колдовству. Оранжевый – символ огня. Также вы видите соембо, состоящее из трёх элементов – луны, солнца и огня. Здесь луна, располагаясь внизу, образует своеобразную чашу, над которой как бы восходит солнце, а выше – три языка пламени, символ огня, – пояснил Алекасей Гыргенов. Огонь означает не только тепло, жизнь, свет, возрождение, благополучие, очаг – он считался и символом чистоты, и хранителем дома. Ему приносили жертвы. С помощью огня шаманы исцеляли больных, изгоняя из них злых духов. Буряты всегда относились к огню с большим почтением.
Три языка пламени выбраны также не случайно. Передний олицетворяет прошлое, средний – современное, а третий – будущие поколения.
- Все вместе они подчёркивают непрерывность и преемственность истории. Солнце – источник жизни, жизненной силы, света, богатства, изобилия. Автором нашего флага является наш старший ахатан, почётный работник образования, уроженец Баргузинского района Андрей Ракшаевич Дондупов, – отметил президент федерации этноспорта.
«Фейсбучане» задумку оценили – пост Гыргенова набрал более сотни «лайков» и десятки комментариев. «Надо бы зелёного цвета хадаг добавить. А так молодцы!», – высказался один из интернет-пользователей.
Недавно в Бурятии, наконец, разрешилась скандальная ситуация, связанная с названием национального вида спорта по разбиванию хребтовой кости. Началось всё весной, когда игру решили официально зарегистрировать, напоминает «Московский комсомолец в Бурятии». Федерация этноспорта республики и вышеупомянутый Алексей Гыргенов высказались за «сээр хухалха». Но директор Высшей школы бурятского языка и литературы Восточного института Бурятского госуниверситета (БГУ) Гарма-Ханда Гунжитова провела экспертизу и пришла к выводу, что «более корректным представляется использование варианта «hээр хухалха», а ещё более целесообразным – «hээр шаалга», которое уже получило широкое распространение».
После этого в соцсетях началась перепалка, в которой участвовали и спортсмены, и учёные, и организаторы игр. Каждый отстаивал свою версию, отмечает издание. В итоге в министерстве спорта Бурятии состоялась встреча, на которой удалось прийти к компромиссу. Подробности сам Гыргенов рассказал на своей страничке в Facebook.