Сегодня, 19 июня, состоялся круглый стол с представителями научно-экспертного и наблюдательского сообществ, где эксперты в свободной форме смогли обсудить вопросы по поправкам в Конституцию Российской Федерации. Организаторами мероприятия выступили уполномоченный по правам человека в Бурятии Юлия Жамбалова, Региональное отделение «Ассоциация юристов России», ассоциация «Независимый общественный мониторинг».
Защита традиционных ценностей
В первую очередь, один из участников круглого стола депутат Государственной Думы Российской Федерации Николай Будуев высказался по поводу защиты традиционных ценностей, в том числе, брачный союз между мужчиной и женщиной.
- Мир быстро меняется вокруг нас. И то, что 20 лет назад нам казалось странным или чем-то из ряда вон выходящим, сегодня, к сожалению, становится обыденным. Мы видим, что происходит в западной Европе и США - это важные сигналы, которые дают представления о том, что предстоит и нам испытать когда-то, - поднял тему возможности заключения нетрадиционных браков в нашей стране Николай Будуев. - Защита традиционных ценностей лично для меня является чрезвычайно важным моментом, поскольку некоторые вещи вызывают большую тревогу за происходящее. Особенно, учитывая те тенденции, что мы сегодня видим.
Депутат отметил, что «Конституция - тот документ, который не должен меняться часто». Однако, по его словам, «жизнь диктует корректировки и отставать нельзя, иначе снижается конкурентоспособность общества, и в целом государства».
Новый рубеж
После этого, слово взял член ассоциации политических юристов России Николай Васюткин. Он отметил, что поправки в Конституцию на сегодняшний день вызывают много вопросов со стороны граждан.
- Социологические опросы показали то, что треть ознакомлена с проектом, однако больше половины населения содержание поправок не знает. Это дает почву для распространения различных фейков и информации, которая немного не соответствует действительности, - выразил обеспокоенность Николай Васюткин.
Он считает, что поправки в Конституцию подготовлены с учетом большой правоприменительной практики, которая сложилась в России на протяжении последних 25 лет.
- Мнение многих конституционалистов заключается в том, что поправки в Конституцию должны производиться редко, но четверть века - это тот рубеж, когда можно проанализировать сложившуюся ситуацию, в частности, вспомнить, что Российская Федерация провозгласила себя социальным государством, а на фоне пандемии, новых вызовов экономики, конечно, возникли вопросы установления определенных социальных гарантий, - поддержал юрист мнение Николая Будуева.
Он подметил, что существуют точки зрения специалистов, которые сводятся к двум тезисам. Первый, зачем менять Конституцию России, когда можно многие общественные отношения регулировать новыми Федеральными законами, и этого достаточно. Это намного проще и гибче. Вторая позиция заключается в том, что существуют моменты, когда федеральными законами нельзя гарантировать определенные права граждан, и чтобы это закрепить, необходимо внесение поправок в Конституцию. Вторая позиция разбивается по ряду моментов, потому что в любом случае, Российская Федерация является частью мирового сообщества, участником многих международных договоров и в частности, Европейской конвенции по правам человека.
Также он заметил, что многие европейские государства понимают под браком не только союз мужчин и женщин, но и однополый союз.
- В республике Италия не урегулирование данного вопроса является прямым нарушением Европейской конвенции права о частной семейной жизни. Логично, что в Российской Федерации урегулировать этот вопрос семейным кодексом также не получится. Соответственно, через определенное время можем столкнуться с тем, что данный момент станет предметом Европейского суда по правам человека, который может дать противоположную точку зрения, которую, если проанализировать, россияне в большинстве не поддерживают, - высказался Николай Васюткин.
Как повысить статус регионов?
Далее эксперты перешли к теме государственного устройства страны. Первой по этому вопросу выразила мнение заслуженный экономист Бурятии Татьяна Думнова. По ее наблюдениям, органы власти не всегда поворотливы и некоторые важные дела спускают на тормозах. Причиной замедленности процессов она считает то, что все органы власти работают параллельно.
- У всех есть определенные задачи и достижение целей идет без взаимодействия структур, сказала они, и добавила. - Мне понравилось, что создается другой конституционный орган - Государственный совет РФ. Для чего он нужен? Устранить ошибку системы, которая была. Региону поставлена задача - вы разрабатывайте стратегию социально -экономического развития региона, а мы на уровне федерации собираем все эти стратегии и выстраиваем стратегию России. То есть нагрузку передают в регионы, но при этом, в целом система, в качестве развития в целом всей системы РФ не рассматривается. Как раз Государственный совет РФ может стать высшим органом, который будет находиться над исполнительной, законодательной органами власти, потому что определяется стратегия развития России.
В данном случае, должна повышаться статусность губернаторов, которые должны войти в совет.
- Создание Государственного совета РФ создаст возможность выстроить вертикаль и то, что в этой вертикали появятся органы местного самоуправления - это правильно, - заключила Татьяна Думнова.
Председатель ассоциации глав муниципальных образований Бурятии, глава МО «Селенгинский район» Станислав Гармаев добавил, что в поправках он обратил внимание на дополнение о том, что Совет Федерации федерального собрания РФ станет решать вопрос о неприкосновенности президента России после того, как тот сдаст полномочия.
- Это тоже очень важно. Человек, даже президент не должен быть уверенным, что будет обладать пожизненной неприкосновенностью, - подметил Станислав Гармаев.
«Поправки продиктованы временем»
«Те поправки, которые на сегодняшний день рассматриваем - обусловлены и продиктованы временем», подчеркнула заведующая кафедрой «Теория и история государства и права. Конституционное право» ВСГУТУ Дарима Намжилова.
- Конкретно по статьям 102 и 103 Конституции РФ о полномочиях Государственной Думы и Совета Федерации хочу сказать, что эти поправки усиливают роль парламента в Российской Федерации, поскольку Россия - это смешанная республика, где есть признаки президентской и парламентской республики. И с момента принятия Конституции в 1993 году пошагово, постепенно усиливалась роль парламента. Я считаю, что данные поправки - это еще один шаг к усилению и значимости роли парламента в системе органов государственной власти, - выразила свое мнение представитель научного сообщества.
По завершению работы круглого стола уполномоченный по правам человека в Бурятии Юлия Жамбалова подметила, что цели встречи достигнуты.
- В обществе есть запрос на информацию, что означают поправки в Конституцию РФ. Мы не случайно рассмотрели самые актуальные поправки, которые касаются распределения полномочий и ответственности госсовета и парламентский контроль. Если социальные вопросы: защита детства и семьи понятны и их граждане хорошо воспринимают, то сегодня мы пытались затронуть те вопросы, которые обсуждаются в среде научного, политического сообщества. Мнения нужно учитывать, мнения нужно доносить, и сегодня, думаю, получился хороший конструктивный разговор. И уже 1 июля жители республики смогут сами принять решение как проголосуют за поправки в Конституцию страны, - заключила Юлия Жамбалова.