На днях на телеканале РЕН ТВ в репортаже о Байкале рассказали, что озеро начинает мутнеть и чуть ли не рискует стать «мутной жижей» уже в ближайшее время. Корреспонденты телеканала сослались в первую очередь на исследования иркутских учёных, назвавших причиной помутнения некроз – отмирание морских губок, которые фильтруют воду. Репортаж мгновенно разошёлся по другим федеральным СМИ и вскоре вызвал скандал. Например, в Лимнологическом институте СО РАН эти сведения назвали необоснованными.
Корреспондент «Информ Полиса» решил узнать, что о всей этой ситуации думают наши местные учёные и экологи и действительно ли «жемчужина России» скоро может превратиться в мутную лужу?
«Какие-то изменения»
«Кристально чистая вода Байкала совсем скоро может превратиться в мутную жижу. В уникальном озере прямо сейчас происходит микробиологическая катастрофа. Данные последней экспедиции ученых шокировали…» Именно с этих слов начинается сюжет телеканала РЕН ТВ, посвящённый судьбе знаменитого на весь мир водоёма. Далее приводятся объяснения иркутских учёных о том, что виной всему - массовое вымирание губок - подводных обитателей диаметром до пяти сантиметров, способных профильтровать через своё тело до 20 литров воды.
Специалисты также подметили, что десять лет назад это явление было зафиксировано в отдельных районах, а в настоящее же время оно стало повсеместным. Отсюда и родилось предположение, что скоро вода во всём озере станет мутной.
Само явление носит название некроз — частичное или полное отмирание тела губки. Исследователи пока не знают точных причин гибели микроорганизмов, но всё же отмечают, что «происходят какие-то изменения».
Вскоре вокруг сюжета телеканала РЕН ТВ о состоянии Байкала разгорелся скандал.
«Подача материала и выводы указанного репортажа не соответствует экологическому состоянию Байкала», - сообщил директор Лимнологического института Андрей Федотов в письме к телеканалу.
«Стоит ли поднимать шум?»
С вопросами, касающимися этой проблемы, мы обратились к Владимиру Белоголовову, учёному-экологу и менеджеру общественной организации «Бурятское региональное объединение по Байкалу». Эксперт уверен, что все изменения, происходящие сегодня с Байкалом вполне объяснимы и закономерны.
- Обсуждать тему Байкала, честно говоря, можно бесконечно. Представьте его объём и сколько надо чего-то чтобы его замутить? Это невероятные объёмы. И в своё время директор геронтологического института Грачёв подсчитал, сколько состава загрязнения нужно в Байкал сбросить, чтобы современными методами анализа зафиксировать как таковое изменение. Если имеется ввиду помутнение какой-то отдельной части - на мелководье или на каком-то определённом участке, то там можно ожидать такое явление и исследовать его причины, - сообщил он.
Учёный также отметил, что некроз – это естественный процесс.
- У любого организма всегда есть благоприятные и неблагоприятные условия функционирования, - продолжил Владимир Белоголовов. - Когда эти условия меняются, губки могут отмирать и это естественно. Например, все озёра рано или поздно становятся торфяниками, болотами, когда в них вымирает всё живое. Сегодня условия в Байкале стали благоприятными для других водорослей, не для губок, а для той же спирогиры. Губки постоянно попадают под течение, двигаются, они уловили вредные для себя условия и дали нам сигнал о том, что что-то меняется. Учёные должны исследовать изменения, изучать, какие будут происходить процессы, а самое главное, на сколько долго и стоит ли поднимать шум, тратить время и ресурсы, ведь вероятно нужно просто подождать и всё само восстановится.
Эколог упомянул и о том, что сегодня происходит процесс восстановления экосистемы Байкала, а также завершается 25-летний период маловодья, в связи с чем в озере и происходят различные изменения.
- Уровень воды снизился, Байкал стал лучше прогреваться и возникли лучшие условия для спирогиры и других водорослей, они и начали размножаться. Вот если бы Байкал при этих изменениях так не отреагировал, как это происходит сейчас, то тогда бы стоило беспокоиться и задуматься, почему он не реагирует на серьёзные и значимые изменения. К примеру, если человек простудился и у него температура - это же не значит, что он погибает, это наоборот сигнал о том, что организм человека живёт, реагирует на заболевание и через некоторое время становится понятно, что и как стоит лечить. Думаю, что это уместная аналогия с ситуацией на Байкале. Сегодня условия озера возвращаются к тому, что было 25 лет назад. А это значит, что и губка восстановится, и спирогира сама погибнет. Остаётся только ждать, - подытожил Владимир Белоголовов.
Непосильная задача
Мнение Владимира Белоголовова о том, что замутить целый Байкал не представляется возможным, поддержал кандидат биологических наук Института общей и экспериментальной биологии СО РАН Жаргал Дугаров. Эксперт в области биологии не согласился с мыслью сюжета РЕН ТВ о том, что озеро из-за вымирания губки станет мутным.
- Байкал имеет объективное природное деление на три части: южный, средний и северный, и между ними идёт течение. Если и будет вода мутнеть, то, скорее всего, только с южной части, - говорит он. – Но представляете, объём 20% пресных вод всего мира замутить? Это задача ни кому и ни чему непосильная. Плюс, кроме губки, другие организмы работают. Это при всём желании трудно сделать.
Биолог не исключил факт помутнения Байкала за счёт влияния промышленных стоков и в целом человеческого фактора, но не в таком количестве, чтобы это могло распространиться по всему озеру. Такое, кстати, случилось в Бурятии с озером Котокель. Жаргал Дугаров припомнил, что в 2009-2010 году там была Гаффская болезнь (заболевание, возникающее среди хищных рыб, некоторых плотоядных животных и птиц, питающихся больной рыбой) – причиной этому стало большое количество турбаз, у которых не было очистных сооружений, и повысился уровень фосфатов.
- Даже если на одном участке губка отомрёт, сомнительно, что это произойдёт во всём Байкале, - подытожил эксперт.