Прошлым летом в Улан-Удэ несколько недель не утихало недовольство услугами такси. Началось всё с постов в соцсетях. Горожане сетовали, что часами не могут дождаться автомобилей с шашечками. Водители подолгу не принимали заявки, даже когда свободные машины показывались на карте, а если и брали, то по завышенным ценам. Пассажирам самим приходилось в несколько раз увеличивать минимальную стоимость поездки – тогда были хоть какие-то шансы, что такси приедет быстрее.
Водители, в свою очередь, заявляли: брать заявки за 50-110 рублей невыгодно, да никто и не обязан. «Вот на что надеются эти люди!» – недоумевали они и публиковали фотоподверждения – скриншоты заказов. Так, кто-то из пассажиров хотел уехать с улицы Терешковой на Бийскую за 45 «деревянных». По этому поводу даже организовали круглый стол, на который пригласили как представителей местных таксомоторных компаний, так и федеральных агрегаторов – «Максим» и «Яндекс». А ещё – депутатов республиканского парламента и сотрудников ГИБДД. Однако диалога не получилось – на встрече собравшиеся выясняли отношения на повышенных тонах.
Год спустя мало что изменилось – пассажиры по-прежнему недовольны улан-удэнскими такси. В последние дни соцсети опять наводнили полные негодования публикации. Люди жалуются на грязь в салонах машин и на то, что ждать шофёров приходится очень долго.
- В общем, жена поехала магазин. Купила продукты, и сумка оказалась тяжёлой. Заказала такси, прождала почти полтора часа. Что за бред? Если не хотите работать, так валите с этого ремесла, – посоветовал один из посетителей популярного местного паблика «Аноним 03» во «ВКонтакте». – Супруга просто увидела соседа и уехала с ним. А потом плачут, что не могут заработать. А я вам скажу, что вы – ноющие лентяи и лоботрясы. Просто накипело.
А одна из жительниц бурятской столицы не пожалела времени и написала большой пост, в котором высказала все накопившиеся претензии к таксистам. Первая – дороговизна.
- По приложению, допустим, цена 280 рублей. Ждёшь 15 минут – не соглашаются. Добавляешь 20-40 рублей, снова ждёшь. И вот такси назначено. Звонят. Принимаю звонок, а мне говорят: «Зза 400-450 рублей согласен ехать». Говорю, что я не согласна. Отвечает, мол, ждите тогда лохов.
Заказ был с республиканской больницы. Стою в слезах. И как думаете? Полтора часа ждала. Почему не уехать на «микрике»? Потому что после операции, забрать было некому.
Как-то раз автор поста вызвала такси, потому что устала и не хотела ехать в переполненной маршрутке. На автобусной остановке встретила двоих мужчин, которым тоже нужно было добраться. Они предложили разделить оплату. Каков же было удивление девушки, когда водитель после этого увеличил стоимость поездки на 200 «деревянных».
- Обосновал это тем, что лишние люди. Сказать, что я была в шоке – ничего не сказать. Машина на пять мест. Всего четыре человека, включая водителя. Естественно, я начинаю возникать. Как так вообще? И этот водитель начал говорить, что сейчас высадит меня и откажется от поездки. Но мужчины с ним договорились, – вспоминает улан-удэнка.
Она попадала в ситуации, когда таксисты берут заказ и сразу отказываются. Неизвестный автор призвала службы заказа заняться своими подчинёнными и начать их штрафовать. Немало жалоб и в другом местном паблике – «Злой Улан-Удэ».
- Что же это у нас в городе происходит? Невозможно дождаться такси. Вчера позвонили в пять служб заказа, разбег в стоимости проезда – от 175 до 250 рублей. Но и за эти деньги никто не взял заявку, а поездка-то – в черте города, от улицы Бабушкина до Гагарина, – говорится в публикации.
Горожане публикуют скриншоты, на которых видно, что с Бабушкина на Гагарина предлагала отвезти за 300 рублей, а потом цену подняли до 400.
А одна из наших читательниц сообщила, что как-то раз за поездку с улицы Ключевская («Товары Бурятии») до Тобольской – это три остановки – с неё попросили 560 рублей.
«Спасибо за то, что не ноете»
Впрочем, таксисты тоже нашли, что сказать. Один из них – судя по всему, женщина – составила перечень из десяти пунктов, подробно расписав, каким должен быть адекватный пассажир. Не заставлять ждать себя, оставлять на чай, здороваться, садясь в машину и прощаться после поездки – лишь часть списка.
- Спасибо, что что сообщаете, что купюра крупная и нужна сдача заранее, а не когда уже приехали на конечный адрес. За то, что знаете, куда едете, если указали это в заявке. За то, что не ноете, а, наоборот, излучаете собою радость. Я помню девушку с конного двора, парня, который учился на актёра, а сейчас строит заборы (время такое) и цитирует Далай-ламу. Девушку, с которой мы горячо обсуждали интервью Дудя, мужчину, который строил ту самую больницу для ковид-больных. Помню мальчишку пяти лет, который ехал с мамой, а потом так смешно махал мне рукой на прощание, – рассказала водитель. – Это я написала про хороших людей, потому что их больше и настроение от них улучшается.
Нашёлся у её коллег и ответ на претензии по поводу грязных машин.
- А вы не пытались платить больше? Заявки дешёвые ниже плинтуса! Прошлой зимой пытался таксовать на своей машине и просто жалко стало её за копейки убивать. Что за люди...
В сентябре улан-удэнец Владимир Пантелеев опубликовал в соцсетях любопытный пост, в котором раскрыл кое-какие секреты работы таксистом. А заодно рассказал, почему она ему не понравилась.
- Вот и подошла к концу моя месячная работа в такси... Много о чём хотел бы рассказать. Заработок так себе как основной вид деятельности. Вот подработка – ещё куда ни шло. Бенз (бензин – прим. авт.) – дорого, ремонт – дорого, автомойка – 400 рублей каждую неделю. И при всём при этом очень низкие тарифы на поездки, – написал Пантелеев на своей странице в Facebook.
Если таксовать, к примеру, 16 часов, можно поднять не более пяти тысяч рублей.
- И из этих денег отдай аренду, заправься и не забудь закинуть на баланс приложения «Таксометр» (автоматически принимает и распределяет заказы – прим. авт.). Короче, в карман – 1500-2000 рублей. Да, неплохо, но это в выходные. В будни часто приезжаешь домой с тремя сотнями в кармане, дикой усталостью и ненавистью ко всему миру, – поделился наш земляк. – Ещё меня расстраивает тот факт, что официальное профессиональное такси в городе умирает. Все уходят в тень. Найдутся люди, которые скажут: таксист – мудак и тачки все ушатанные и вообще в салоне воняет. И эти люди будут правы! В городе таких такси – 60% а остальные 40% тоже ждёт такая участь. Тупо нет денег обновить парк. Вот такое банальное объяснение.