Пандемия коронавируса и последовавшие за ней ограничительные меры значительно изменили нашу жизнь. Необходимость оставаться дома, отказаться от передвижений по городу, не говоря уже о поездках в другие места, перекроила рабочие процессы, изменила привычки людей, способ проведения досуга. О том, как телеком-индустрия справляется с вызовами времен пандемии COVID-19, нам рассказал Петр СОЛОДОВНИК, технический директор территории «Дальний Восток и Сибирь» компании «МегаФон».
- В последние несколько месяцев пандемия коронавируса подвергла нашу жизнь значительным изменениям. Сейчас ограничения постепенно снимаются и можно подвести предварительные итоги глобальной самоизоляции. Как все это время работал МегаФон, выросла ли нагрузка на сети?
- Уже несколько лет мы разрабатываем цифровые решения для удаленной работы, и они активно применяются в МегаФоне. После того, как в нашей стране был введен режим самоизоляции, те сотрудники, которым позволяет специфика их деятельности, стали работать удаленно. Но инженеры и технические специалисты, занятые непосредственным строительством и эксплуатацией инфраструктуры, продолжили трудиться в «полях».
С начала пандемии большинство работ по развитию и эксплуатации сети мы не остановили ни на день, тем более что на этот год у компании большие планы в части строительства и модернизации инфраструктуры связи на Дальнем Востоке и в Восточной Сибири. Разумеется, в компании соблюдаются все санитарно-эпидемиологические предписания. Контроль за этим ведется очень жесткий.
Если говорить о том, как ограничения, связанные с COVID-19, повлияли на работу сети связи МегаФон, то влияние, безусловно, есть. Наши абоненты стали больше разговаривать и выходить в сеть - в среднем по России голосовой трафик в сети МегаФона в период самоизоляции вырос на 15%, мобильный интернет – на 10-12%, а дневной трафик домашнего интернета увеличился на 30-50% в зависимости от региона. Вырос и ночной трафик. На фоне пандемии мы также продолжаем наблюдать продолжающийся тренд на переток пользователей в сеть 4G, что связно с ростом числа владельцев современных смартфонов. За последний год доля 4G-трафика выросла на 8,5%, а средние скорости у наших абонентов – на 11%.
- Как изменился характер потребления интернет-трафика во время карантина? Стали ли абоненты больше пользоваться видеохостингами, мессенджерами, другими сервисами?
- Стабильно рос и сейчас растет интерес к развлекательным и образовательным сервисам. За период самоизоляции время, проведенное за просмотром МегаФон ТВ, увеличилось более чем на 30%. Так, например, в апреле по сравнению с мартом на 70% выросла длительность просмотров фильмов, на 32% - ТВ-каналов, на 22% - сериалов. Почти на треть вырос трафик, связанный с онлайн-играми. Ожидаемо возросла популярность сервисов для общения. Трехкратно увеличился интернет-трафик в Skype. Zoom вообще показал взрывной 13-кратный рост. Число пользователей этого сервиса в апреле увеличилось более чем в 150 раз, но здесь нужно принимать в расчет эффект низкой базы. Все-таки до пандемии это был относительно малоизвестный сервис.
Активность абонентов в наиболее популярных мессенджерах особых изменений не претерпела. При этом люди стали совершать больше звонков через мессенджеры. Аудитория популярных соцсетей Facebook, Instagram и Вконтакте в период самоизоляции у жителей Дальнего Востока снизилась - в среднем на 10%. А вот популярный у молодежи TikTok продемонстрировал рост.
- Предпринимались ли какие-то особенные шаги для обеспечения бесперебойной работы сети МегаФона?
- Инфраструктура МегаФона всегда строилась и развивалась с необходимым запасом емкости, который позволяет поддерживать устойчивость сети на высоком уровне. Поэтому в условиях массового перехода на удаленную работу мы смогли обеспечить нашим абонентам привычно высокий уровень качества связи и мобильного интернета. При этом работа сети всегда под пристальным вниманием в компании. Ведь это скелет нашего бизнес-организма, на котором все держится. С первых дней пандемии связь была в числе стратегически важных функций. Из числа оперативного персонала полевой эксплуатации никто не ушел на удаленную работу, ограничений по передвижению бригад не было и нет, соответствующие организационные меры мы приняли.
Серьезную работу наши специалисты провели в части повышения надежности энергообеспечения объектов связи. Была организована модернизация систем климат-контроля важнейшего объекта связи в сети МегаФона на Дальнем Востоке - хабаровского центра обработки данных (ЦОД).
- Если абстрагироваться от пандемии, вы упомянули, что значительный рост интернет-трафика – это глобальный тренд, и он далек от завершения. Для операторов это означает увеличение нагрузки на сеть. Что делает МегаФон для развития своей телекоммуникационной инфраструктуры на Дальнем Востоке?
- Чтобы абоненты могли пользоваться быстрым мобильным интернетом и цифровыми сервисами с неизменно высоким качеством, мы активно занимаемся развитием сетевой инфраструктуры. Во-первых, продолжается строительство LTE в регионе. В этом году мы введем в эксплуатацию более тысячи новых базовых станций четвертого поколения. Большая их часть запускается в Забайкальском крае, Иркутской области, Приморье, Якутии и Бурятии. Регулярно проводим мероприятия по расширению магистральных каналов связи. Например, в этом году в два раза была увеличена емкость магистрального канала на Сахалин.
В тех регионах, где в силу региональной специфики наши базовые станции работают через спутниковые каналы связи, мы продолжаем масштабную программу по модернизации оборудования. Это позволит повысить скорость сети в условиях продолжающегося роста трафика.
Там, где это возможно, где появляются волоконно-оптические линии связи (ВОЛС), мы переводим спутниковые направления на наземные каналы связи. Такие работы проведены в Якутии, Приморье, Камчатском крае и Иркутской области – в результате скорости мобильного интернета у жителей некоторых отдаленных районов выросли в три раза.
Недавно международная компания Ookla подвела итоги очередного независимого исследования качества мобильного интернета, который предоставляют операторы связи в России. И МегаФон снова был признан лидером по скорости мобильного интернета, уже четвертый год подряд. В целом по России средняя скорость скачивания в сети МегаФона составила 32,79 Мбит/с, скорость загрузки данных – 13,22 Мбит/с, значение ping – 46 мс. По Дальнему Востоку и Восточной Сибири средние показатели схожие.
- Ранее появлялись сообщения о том, что МегаФон запускает на своей сети технологии VoLTE и VoWi-Fi. Что это дает пользователям мобильной связи?
- Если коротко - это голосовая связь нового поколения. Технология Voice over LTE передает звонок по высокоскоростной сети 4G/LTE. Голосовой поток доставляется в разы быстрее и в лучшем качестве. В результате соединение происходит очень быстро — в течение двух секунд, а голос в трубке звучит настолько естественно, как будто собеседник находится рядом. Еще один важный момент - можно и звонить, и пользоваться 4G-интернетом одновременно. Доплачивать за эту услугу не нужно, нужен лишь смартфон, поддерживающий VoLTE. Что касается VoWi-Fi, эта технология дает возможность при наличии стабильного Wi-Fi-соединения дома или в офисе, совершать голосовые звонки с качеством, которое обеспечивает VoLTE.
Обе эти технологии на сегодняшний день доступны абонентам МегаФона в большинстве регионов Востока России - в Иркутской области, Бурятии, Забайкалье, Амурской области, Хабаровском крае и Приморье.
- Каковы планы у компании относительно развития сети связи на Востоке России до конца 2020 года? Не заставила ли пандемия COVID-19 на ходу переверстывать их?
- Планы на 2020 год остаются в силе и последовательно выполняются. Мы делаем все, чтобы у абонентов МегаФона был самый быстрый мобильный интернет. Как я уже говорил, мы реализуем масштабный проект по развитию сети LTE, направленный на повышение качества и расширение покрытия сети четвертого поколения в регионе. Причем половина базовых станций запускается в тех населенных пунктах, где раньше не было сети LTE. Это также потребует продолжения модернизации нашей транспортной сети и магистральных каналов связи, работу над которой мы начали еще в прошлом году.