Не секрет, что каждый раз после обильных осадков столица Бурятии превращается во вторую Венецию, а коммунальщикам порой приходится несколько дней расхлёбывать последствия стихии. Так, на минувшей неделе после 15-минутного ливня автомобили тонули и глохли в гигантских лужах. А пешеходам приходилось пересекать их вброд. На улицы вышло сразу шесть ваккумных машин.
Тем временем в комитете городского хозяйства пояснили, почему город постоянно топит после дождей. Как выяснилось, дело в «советском наследии». Протяжённость дорог в Улан-Удэ, включая грунтовые – более 543 километров, а «ливнёвками» обеспечена лишь малая их часть – 33 километра.
- Более того, существующая сеть ливневой канализации в полной мере не способствует бесперебойному удалению дождевых вод с проезжих частей, – сообщили в КГХ. – Водостоки были построены в основном вдоль улично-дорожной сети города ещё в советское время. Они имеют малую пропускную способность труб и лотков. В связи с массовой застройкой и асфальтированием проездов вода не уходит в почву, а остаётся на поверхности, мешая проезду. Ежегодно на откачку талых и ливневых вод с проблемных мест из муниципального бюджета расходуется от полутора до двух миллионов рублей.
В комбинате по благоустройству (КБУ), который подчиняется комитету, хранятся советские схемы расположения и устройства «ливнёвок», датированные 1977-м и 1978-м годами. Все канализации появились в конце 60-х на трубах диаметром 300 или 500 миллиметров, проложенных, как правило, под центральными улицами.
- Исходя из сегодняшней практики, трубы такого диаметра не пропускают одномоментно большой поток воды, поэтому в некоторых местах возникают подтопления. Но за этим практически в круглосуточном режиме следят начальники участков и заместители директора КБУ по районам, которые сразу же вызывают вакуумные машины или другую спецтехнику, – отмечают в комитете городского хозяйства.
Для кардинального решения проблемы необходимо создать единую схему ливневых канализаций. Разрабатывается она на основании генплана города и включает коллекторы, станции перекачки и сооружения для очистки сточных вод. Ориентировочная стоимость строительства – 9 миллиардов рублей. Мероприятие это затратное и чтобы претворить проект в жизнь, уйдёт не один год, подчёркивают в КГХ.
- Сейчас вся работа по устранению последствий стихии производится комбинатом по благоустройству, который также занимается ремонтом и очисткой существующей сети ливневой канализации. Обслуживание «ливнёвок» производится ежемесячно с апреля по октябрь, – заявили в КГХ. – Прочистку старых «узких» труб выполняет специальная каналопромывочная машина КБУ, которая подает давление до 160 атмосфер (бар) по узкому резиновому шлангу. Напор воды из него пробивает, как «игла», все наносы и застои в канализационной трубе.
В качестве примера «успешного решения постоянных подтоплений» привели работы на улице Бабушкина, возле поворота в 102-ой микрорайон. Четыре года назад там установили резервуар-накопитель для принятия ливневых и талых вод объёмом 400 кубометров. Он стал временной альтернативой по отводу воды с дорожного полотна. После проблема подтопления дороги в «сотые» кварталы исчезла, заверили в мэрии.
На пересечении улиц Ленина и Советская в начале Арбата, где постоянно образуются лужи, раньше была чугунная решётка «ливнёвки», которая отлично отводила воду. Но позже дорожники ради удобства людей с ограниченными возможностями на инвалидных колясках заменили её на железный лист с перфорацией, который не так уже справляется с этой задачей.