строительство
1133

Новое будущее БАМа

Строительство Байкало-Амурской и Транссибирской магистрали не навредит экологии Бурятии

На днях Государственная Дума приняла законопроект относительно строительства Байкало-Амурской магистрали (БАМ) и Транссибирской магистрали (Транссиб), согласно которому до 31 декабря 2024 года строительство масштабных проектов выводятся из-под целого ряда экологических ограничений, в частности, позволяя сплошную вырубку леса на Байкале.

Перезагрузку БАМа обсуждали несколько лет подряд. Надо понимать, что новую магистраль, точнее второй путь, проложат по всей длине уже существующей ветки БАМа. Также планируется строительство второго Северомуйского тоннеля протяженностью более 15 км. Новый тоннель будет снабжен современными технологиями с климат-контролем и автоматическими воротами, которые даже при температуре -50 ⁰С будут сохранять тепло. Эти проекты снимут инфраструктурные ограничения для развития экономики, помогут раскрыть весь потенциал Дальнего Востока и послужат внутренним интересам страны. А также они позволят расширить торговые связи с Китаем, Монголией, Японией и Южной Кореей, считают в правительстве России.

Известно, что к 2025 году пропускная способность железнодорожных магистралей должна увеличиться в полтора раза - до 180 млн тонн, а время перевозки контейнеров увеличится в 4 раза.

Рубка леса практически не потребуется

Однако некоторых жителей Бурятии и Иркутской области сейчас волнует вовсе не экономическая сторона вопроса. Узнав от федеральных СМИ, что на Байкале разрешат проводить сплошные рубки леса, общественность задалась несколькими вопросами. Люди опасаются, что под предлогом необходимых рубок для строительства магистралей и тоннелей будут производиться коммерческие рубки.

Заместитель министра природных ресурсов Бурятии Марина Капустина отмечает, закон о сплошной рубке в районе БАМа и Транссибирской магистрали не затронет Байкал и не допустит коммерческую рубку леса в Бурятии, он касается только обеспечения строительства железнодорожной артерии РФ.

- В Бурятии это северная часть, где уже проходит ветка БАМа. Там уже есть одна колея железной дороги, по которой поезда сегодня передвигаются в реверсивном режиме, насыпь уже существует, так что рубка леса для строительства не потребуется. Вторая колея пройдет параллельно первой, на той же насыпи, - пояснила замминистра.

Рубка леса может понадобиться для строительства инфраструктурных объектов для обеспечения строительства. Перечень этих объектов будет утвержден российским правительством, но на сегодня известно, отметила Капустина, что жилых объектов или рекреационного назначения в этом списке не будет.

Сплошная рубка - это рубки, при которых на соответствующих земельных участках вырубаются лесные насаждения с сохранением для воспроизводства лесов отдельных деревьев и кустарников или групп деревьев и кустарников.

«Срубил - посади»

Глава РАЛХ Александр Мартынов подтверждает, что все работы будут проводиться исключительно с целью обеспечения безопасности строительства и эксплуатации инфраструктуры, необходимой для БАМа.

- Могут быть селевые сходы, оползни, лесные пожары. БАМ «встанет», если какие-то участки не обустроить в целях обеспечения движения и безопасности. Такие задачи важно решать в комплексе, ведь они решают вопрос жизнеобеспечения населения, - подчеркивает Александр Мартынов и дополняет: - Понятие сплошной рубки связано с вопросом лесовосстановления, воспроизводства. Здесь действует правило «срубил - посади». Тот орган, который срубил деревья, обязан осуществить посадку деревьев за свой счет на территории республики.

Инженер-лесопатолог первой категории Центра защиты леса РБ Виктор Антропов считает, что строительство БАМа без рубки леса не обойдется. И в этом случае важен серьезный контроль.

- Любое вмешательство в природу влияет на экологию, но сейчас по новым законам, если предприятие для каких-то нужд вырубает участок леса, оно обязано столько же леса восстановить в другом месте. Если просеку расширят на 10 - 15 метров, это капля в море. У нас 10 млн гектаров леса в республике. Мы одна из самых лесных республик. Эта вырубка не такая уж и большая проблема для экологии Бурятии. Проводят линии ЛЭП, строят дороги, жизнь-то идет. Мы ведь не хотим возвращаться к пещерным условиям. А вторую ветку БАМа жизнь заставляет ввести, потому что не справляется южная ветка. Люди испокон веков жили на берегу Байкала, пользовались природой, и все было нормально, - говорит Виктор Антропов.

Александр Мартынов подтвердил, что РАЛХ будет контролировать вопрос с посадкой деревьев. 

Разрешение на рубку будет действовать до 1 января 2025 года. Эта дата выбрана в связи с тем, что в 2024 году в России завершается реализация большинства нацпроектов, в том числе и по развитию инфраструктуры.

- Я думаю, здесь опасаться нечего, все будет идти в рамках закона, - считает Марина Капустина и поясняет: - Мы все понимаем, что железная дорога - стратегический объект, строится он в интересах Российской Федерации для увеличения пассажиропотока, скорости перемещения грузов и в целом для соединения Дальнего Востока с западной частью страны. Много вопросов задают сейчас об особых охраняемых природных территориях, не навредит ли им этот закон о рубках. Но в Бурятии в этой части нет «особо охраняемых природных территорий России», которые граничили бы с зоной БАМа.

Общественные слушания

По вопросу особенностей регулирования отдельных отношений в целях модернизации и расширения магистральной инфраструктуры и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ 21 июля состоялось расширенное заседание Общественной палаты Бурятии с главой республики, начальником ВСЖД, членами общественных советов при министерствах: природопользования, промышленности и торговли, транспорта и связи, строительства, агентства лесного хозяйства, экономики, представителями общественных организаций экологической направленности, учеными экологами, экономистами, жителями северных районов, депутатами Народного Хурала.

На заседании отметили, что между ВСЖД и Общественной палатой РБ заключено соглашение по проведению общественного контроля крупных инфраструктурных объектов. Начальник ВСЖД Василий Фролов подчеркнул, что на одно срубленное дерево планируют высадить пять саженцев деревьев. 

Глава Бурятии Алексей Цыденов прояснил ещё один существенный момент.

- Экологическая экспертиза остаётся, меняется формат ее работы. Обычно вопросы с проектной документацией длятся год, а сейчас экологическая и техническая экспертизы рассматриваются вместе. Соответственно, сроки экспертизы максимально снижаются, - объяснил он во время совещания. 

Также на совещании ещё раз подчеркнули, что о сплошной рубке леса на Байкале речь не идёт, так как пути проложены ещё в советское время, и такие меры понадобятся лишь в некоторых случаях. Все предложения выступающих учтены и приняты в работу. 

Автор: Анастасия Аюшеева, Арина Филиппова

Подписывайтесь

Получайте свежие новости в мессенджерах и соцсетях