В РЖД не планируют строить новые железные дороги вдоль побережья Байкала и уничтожать ради этого зелёные насаждения. Возможна лишь вырубка небольшой полосы шириной 10-15 метров для возведения технологических объектов вдоль действующих путей при отсутствии альтернативного варианта. Об этом РИА Новости рассказали в пресс-службе компании.
Издание упоминает о недавней публикации в газете «Коммерсантъ», в которой говорится, что Всемирный фонд дикой природы (WWF России) просит президента России Владимира Путина не подписывать закон, призванный ускорить железнодорожные стройки РЖД. Документ, одобренный ранее Советом Федерации, разрешает, в частности, не проводить государственную экологическую экспертизу при возведении железных и автомобильных дорог, портов и аэродромов на особо охраняемых природных территориях, пишет «Ъ». По мнению экологов, реализация закона приведет к фрагментации заповедных земель и негативно отразится на популяции редких животных. В частности, там упоминалось священное озеро.
В состав Байкальской природной территории входят сам Байкал, а также обширные территории, прилегающие к нему на расстоянии до 200 километров. Исторически на этих землях проходят тысячи километров железнодорожных путей, формирующих Байкало-Амурскую (БАМ) и Транссибирскую магистрали. Проекты по развитию железных дорог, которые ОАО «РЖД» реализует в Иркутской области, Бурятии и Забайкалье, не предусматривают строительство новых линий железных дорог и вырубки для этого леса вдоль береговой линии Байкала.
В ОАО уточнили, что речь идёт исключительно о реконструкции существующих станций и действующих железнодорожных линий между ними, включая приведение полосы отвода в нормативное состояние, строительство дополнительных путей и некоторых технологических объектов вдоль БАМа и Транссиба. Развитие Восточного полигона железных дорог предусматривает использование самого экологически чистого вида тяги – электрификацию линий БАМа, для чего также потребуется строительство тяговых подстанций и модернизация локомотивных депо, отметили в РЖД.
- Некоторые технологические железнодорожные объекты действительно невозможно построить без вырубки небольшой лесной полосы шириной 10-15 метров вдоль действующих железных дорог, в подавляющем большинстве случаев – вдали от береговой линии Байкала и только когда отсутствуют другие варианты размещения объектов инфраструктуры. При этом в обязательном порядке предусматриваются компенсационные мероприятия по восстановлению лесного фонда и высадке саженцев (по пять на каждое дерево), строительство очистных сооружений, – пояснили в компании.
В РЖД добавили, что улучшится и транспортная доступность для местных жителей за счёт строительства разноуровневых пересечений железных и автодорог. Все строительные работы будут проводиться вне границ особо охраняемых природных территорий, перечень всех объектов – одобряться кабмином, а проектная документация – проходить многократный аудит госорганов и независимые экспертизы, в том числе на соответствие экологическим нормам, в полном соответствии с требованиями российского законодательства.