Недавно Совет Федерации одобрил закон, до 2025 года разрешающий «сплошную рубку леса» в зоне Байкала под нужды Транссибирской и Байкало-Амурской магистралей (БАМ). Его поддержали 140 сенаторов. Двое были против, ещё трое воздержались.
Однако это не главное, что беспокоит экологов в новом законе. Экспертов встревожило, что законодатели решили до конца 2024 года отменить государственную экологическую экспертизу вообще для всех объектов, связанных с модернизацией транспортной инфраструктуры. Всё – ради расширения БАМа и Транссиба.
Высказались по этому поводу и в бурятском региональном отделении (БРО) «Единая Россия». Там отметили, что сплошные рубки затронут только участки вдоль железной дороги. Список объектов инфраструктуры, под которые можно уничтожать зелёные насаждения, определит правительство, подчёркивают в партии власти. В этот перечень запрещено включать жильё, объекты для рекреационной и другой деятельности, не связанной с модернизацией БАМа и Транссиба.
- Масштабы вырубки лесов у Байкала сильно преувеличены, – заявил депутат Народного Хурала, руководитель партпроекта «Чистая страна» и член комитета по экономической политике, природопользованию и экологии Дмитрий Дружинин. – Для расширения проектов потребуется вырубка не более 8-10 тысяч гектаров леса вдоль железнодорожных путей. Это необходимо для их расширения на отдельных участках, а также для размещения станций. Я поддерживаю этот федеральный проект, так как он расширит транспортную доступность восточных регионов. И как руководитель партийного проекта, отмечу, что региональные эксперты-экологи должны провести детальный анализ ситуации и внести свои предложения, которые не будут препятствовать экономическому развитию и позволят соблюсти разумный баланс, ведь речь не идёт о коммерческой заготовке леса.
Согласно поправкам в закон об особо охраняемых природных территориях, региональные и муниципальные власти могут изменять границы ООПТ регионального или местного значения, исключая из них земли, предназначенные для строительства БАМа и Транссиба. Ранее подобное исключение сделали для олимпийских объектов в Сочи.
- Для развития региона и, в первую очередь, для соблюдения интересов жителей прибрежных районов Байкала, строительство железной дороги имеет ключевое значение, – считает руководитель РИК БРО «Единая Россия» и депутат НХ Владимир Ведерников. – Мне как к депутату от Прибайкальского района поступает множество обращений. У нас 17 поселений находятся в Центральной экологической зоне, где рубка леса запрещена полностью даже в противопожарных целях. Люди хотят жить лучше и получить возможность обеспечивать свои семьи. Они живут у Байкала, однако из-за многочисленных запретов не могут вести нормальную хозяйственно-экономическую деятельность.
Бурятское отделение «ЕР» инициировало общественное обсуждение федерального законопроекта, которое состоялось 21 июля в Улан-Удэ. В итоге решили, что вести контроль за объектами модернизации Транссиба и БАМа будет общественный совет при главе Бурятии.
В Госдуме, в свою очередь, обещают контролировать вырубку леса. Об этом сообщил заместитель председателя комитета по транспорту и строительству Владимир Афонский. По его словам, БАМ, который огибает священное озеро с севера, никогда не был чисто коммерческим проектом.
- Это проект, скорее, инфраструктурно-геополитический. Сейчас принята программа модернизации дороги, ключевой момент которой – создание двух путей по всей её протяженности. Программа направлена на увеличение пропускной, провозной способности узких мест, которые сильно сдерживают прогнозируемый грузовой поток. Мы сегодня видим, что даже при падении объёмов перевозок БАМ и Транссиб работают на пределе своей возможности, – отмечает Афонский.
Он напомнил, что ещё в 2019-м году Владимир Путин поручил кабмину начать реализацию мер по сохранению и воспроизводству уникальных водных и биологических ресурсов Байкала. «Это значит, что правительство обязательно будет учитывать поручение президента при проектных работах», – поясняет парламентарий.