пропавшие без вести
11261
3

Девять дней поисков

В Бурятии пропавший без вести самолет уже больше недели ищут спасатели, добровольцы и все, кто искренне переживает за экипаж Ан-2

Фото: предоставлено родными и администрацией Тункинского района

В республике уже девять дней безрезультатно ведутся поиски исчезнувшего 19 июля самолёта. Известно, что в нем находились двое членов экипажа и четверо пилотов других самолетов авиакомпании «Феникс». Они должны были участвовать в авиационно-химических работах. В СКР не исключают, что с людьми случилась трагедия. 

Поисками самолета занимается межрегиональное территориальное управление воздушного транспорта из Новосибирска. Задействованы и силы Сибирского авиационного поисково-спасательного центра. МЧС России по Бурятии осуществляет межведомственное взаимодействие и управление территориальной подсистемой РСЧС региона. 

«Мы не можем понять, что произошло»

В авиакомпании «Феникс», которой принадлежит бесследно пропавший в Бурятии самолёт Ан-2, сообщили, что его полет был согласован с управлением воздушным движением. Там уточнили, что в заявке указывается время вылета. «Кукурузник» сделал это раньше указанного в ней часа – время можно изменить после уведомления, поданного по телефону командиром воздушного судна. Также представитель авиакомпании уточнил, что «самолет 1984 года выпуска находился в идеальном состоянии», а у экипажа имеется большой опыт полётов. 

«Эти ребята работают много лет, у одного из них – восемь тысяч летных часов. Опытнейший экипаж. Они и в Бурятии, и в Иркутске летали. Поэтому мы не можем понять, что произошло», – цитирует его ТАСС. 

«Информ Полис» решил восстановить хронологию поисков

19 июля. Самолёт Ан-2 пропал с радаров ночью 19 июля. По предварительным данным, он совершал облёт Тункинского и Окинского районов для того, чтобы определить область химической обработки лесов от тутового шелкопряда. 

В этот же вечер, как сообщил Сибирский авиационный поисково-спасательный центр, некий очевидец заметил пропавший самолёт у села Тибельти в Слюдянском районе Иркутской области. Известно, что мужчина работает водителем. Информация из его сообщения проверяется. 

20 июля. Ещё один «кукурузник» и вертолёт Ми-8 сделали по два вылета в зону предполагаемого местонахождения бесследно исчезнувшего самолёта. 

21 июля. С утра 21 июля пилоты воздушных судов обследовали более 800 квадратных километров в Окинском и Тункинском районах. К 18:00 поисковый Ан-2 завершил второй полёт, а Ми-8 ушёл на дозаправку и направился в зону поиска в третий раз. 

22 июля. Сотрудники МЧС «прошерстили» территорию в 800 квадратных километров. 

23 июля. На третий день после того, как пропал самолет, в Восточно-Сибирском следственном управлении на транспорте СКР возбудили уголовное дело по части 3 статьи 263 Уголовного кодекса РФ («Нарушение правил безопасности движения и эксплуатации воздушного транспорта, повлекшее по неосторожности смерть двух и более лиц»). 

24 июля. Поиски бесследно исчезнувшего самолета продолжаются пятые сутки. Накануне вертолет Ми-8 обследовал труднодоступную местность в Тункинском и Окинском районах республики. Еще одно воздушное судно – Ан-2 – не делало вылеты из-за погодных условий. 

25 июля. Только за сутки 25 июля вертолёты Ми-8 и Робинсон R-66 и самолёт Ан-2 сделали восемь вылетов. Исчезнувший «кукурузник» ищут в основном с воздуха. Наземная операция осложняется отсутствием сведений о точном маршруте полёта, а также горно-таёжной местностью. В постоянной готовности находятся сотрудники Байкальского поисково-спасательного отряда МЧС России и Бурятской республиканской поисково-спасательной службы, а также аэромобильная группировка МЧС и Ми-8. 

26 июля. Спасатели МЧС обратились к населению за помощью в поисках самолета. К поискам в труднодоступной местности присоединилось третье воздушное судно, вертолет «Робинсон», поиски осложняет непогода, сообщается в воскресенье на сайте Главного управления МЧС Бурятии. На 26 июля задействовано три воздушных судна. Поисковые работы затруднены неблагоприятными погодными условиями. 

27 июля. К поискам самолёта, пропавшего в Бурятии неделю назад, подключились волонтёры с дронами - представители поискового отряда «Лиза Алерт». Об этом сообщила в соцсетях пресс-секретарь тункинской администрации Дора Хамаганова. 

«Добровольцы отряда оснащены дронами. Поиск будет проходить на северо-западе Тункинской долины, – цитирует она главу района Ивана Альхеева. – По некоторым неофициальным источникам, очевидцы видели останки самолёта в местности Шара-Жалга, в горном ущелье вблизи границы с Иркутской областью. Если будут необходимы опытные проводники из местных жителей, готов обратиться к нашим охотникам, фермерам, старожилам, чтобы оказать содействие поисковикам из «Лизы Алерт». 

28 июля. На своей странице в «Фейсбуке» Дора Хамаганова сообщает со ссылкой на администрацию Тункинского района, что 27 июля во второй половине дня на поиски самолета вышла группа из четырех человек. Это два проводника из Тибельти Слюдянского района Иркутской области, очевидец падения самолёта по имени Андрей и его брат, а также муж Марины Казаковой, двоюродной сестры пропавшего пилота Виталия. К ним также присоединился друг Виталия. У них есть спутниковый телефон, по которому с ними будут связываться новосибирские летчики компании «Zala Aero Group», которых со дня на день ждут в Кырене. 

«Zala Aero Group» производит в Новосибирске современные беспилотные летательные аппараты с тепловизорами, прямой трансляцией видео с места поисково-спасательных операций, с нескольких бортов одновременно, - пишет Дора Хамаганова. - Еще раньше на поиски самолёта в северо-западную часть долины вышла на лошадях группа охотников из шестерых местных жителей. Они ищут в тайге пропавший самолет почти неделю». 

Большой дрон «Орлан» в Кырен еще не доставлен. 

«Орлан» должен был прибыть из Забайкальского края в Тункинский район 28 июля. 

Родственники пилотов благодарят местных тункинцев за сочувствие и моральную поддержку и обращаются за поддержкой к жителям республики – для поисков необходимы добровольцы и техника. Продуктами, связью и топливом родные пропавших всех обеспечат. 

«Поиск осложнен изрезанным горным рельефом, в труднодоступных горных ущельях Большого Хамар-Дабана», - подчёркивает Дора Хамаганова. 

Во вторник, 28 июля, появились слухи, что спасатели обнаружили разбившийся легкомоторный самолёт Ан-2, который пропал в Бурятии ночью 20 июля. Так, telegram-канал «112» пишет, что его якобы нашли на территории Усольского района в Иркутской области. 

Позже выяснилось, что это совсем другой самолёт. Знакомый с ситуацией источник пояснил «Интерфаксу»: обнаруженный в Приангарье «кукурузник» потерпел крушение ещё в прошлом году. Он разбился на границе двух регионов. 

«Отвечают, что в приоритете тушение лесных пожаров»

Сестра пропавшего командира экипажа Виталия Мациевского Марина Казакова обратилась к жителям Бурятии на своей странице в «Инстаграме»: 

«Дорогие друзья! Наверняка все вы слышали о пропаже легкомоторного самолета Ан-2 в Бурятии, который после взлета исчез с радаров вечером 19 июля. На борту находилось 6 человек: 2 пилота и 4 пассажира. Командиром экипажа был мой брат Мациевский Виталий. Сегодня ровно 6 суток, как мы находимся в постоянном ожидании с надеждой на чудо. Самолет мог упасть в труднодоступных местах (тайге), и обнаружить его не удалось по сей день. На их поиски отправляли воздушные судна, но, так как в той местности очень густой лес, поиски не увенчались успехом. Также двумя днями ранее отправляли группу охотников на поиски. Результатов это также не принесло. МЧС Республики Бурятия не отправляет мобильные группы, не отправляет дроны с тепловизорами, ссылаясь на то, что в приоритете на данный момент тушение лесных пожаров. А 6 человеческих жизней с каких пор потеряли ценность? Если они живы, то неизвестно, сколько они смогут там продержаться без еды и теплой одежды». 

По словам Марины Казаковой, близкие командира экипажа обращались во всевозможные инстанции, прежде чем им удалось поднять общественный резонанс. Она также отметила, что в последние дни ей поступает огромное количество звонков и сообщений. 

Виталий Мациевский

«Уважаемые друзья, родственники пилотов пропавшего АН-2, а также все сочувствующие и сопереживающие нашей беде! Огромное вам всем спасибо! Мы сумели создать общественный резонанс и к поискам подключились власти. Мы девятые сутки ищем наших ребят! В связи с тем, что о нашей беде узнало очень много людей, мне на телефон приходит просто катастрофическое количество звонков и сообщений! Мой телефон не замолкает ни на минуту с 6 утра и до поздней ночи. И это тоже очень тяжело. В связи с этим я очень прошу меня простить, но я просто физически не в состоянии дать развёрнутый ответ каждому. О ходе поисков каждый день ближе к вечеру буду сообщать на своей страничке в «Инстаграме», - пишет Марина Казакова. 

По словам брата Виталия Мациевского Демида Солдатова, Виталий – опытный пилот со стажем более 20 лет, а также отец троих детей. 

- Мой брат налетал больше 15 тысяч часов. В прошлом году в том же районе работали на химической обработке. Сейчас утверждать наверняка, в чем произошла ошибка, мы не можем. Есть много факторов: техника, нисходящие потоки, климат и так далее, - говорит Демид Солдатов. 

Родственники пропавших создали сообщество в мессенджере, где обсуждают поиски самолёта. Близкие предполагают, что, возможно, у экипажа произошли какие-то неполадки и они приняли решение улететь на запасной аэродром в Иркутской области. Они надеются, что все шестеро членов экипажа живы, ведь все пилоты во время обучения проходят основы выживания. 

«Его работа – это его всё»

Как рассказывает супруга одного из членов экипажа, 46-летнего Андрея Никитушкина, Галина Максимова, её муж очень любит свою работу и относится к ней ответственно. У Андрея Никитушкина двое детей и маленькая внучка. 

Андрей Никитушкин

- Андрей начал летать сразу после окончания училища, куда поступил после школы. Это его стихия, он очень любит свою работу. Он к своей работе так относится – боится её потерять, потому что это его всё. Дети у нас уже взрослые. У старшего сына своя семья, младшему 19 лет. Есть внучка у нас двухлетняя. Она, конечно, ещё ничего не понимает… - говорит Галина Максимова. 

«Обнаружили срезанные верхушки кедровых насаждений» 

Пётр Мордовской, зампредседателя правительства Бурятии по вопросам безопасности: 

- В Бурятии и Иркутской области девятые сутки продолжаются поиски борта, который в прошлое воскресенье исчез с радаров, и на связь пилоты не выходят. Сегодня был обнаружен борт, но он оказался прошлогодний – 81519 – авиакомпании «Феникс», который в прошлом году потерпел крушение в 56 км севернее села Кырен Тункинского района. Правительство Бурятии делает всё возможное, чтобы обнаружить борт и провести спасательные операции. Постоянно на связи глава республики. В ежедневном режиме мы с ним общаемся. Буквально позавчера мы проговорили с командованием 36-й армии, с Восточным военным округом о выделении мощного беспилотника. В самое ближайшее время беспилотник Вооружённых сил приступит к поисковым мероприятиям. Севернее села Тибельти Иркутской области четыре охотника обнаружили срезанные верхушки кедровых насаждений, предположительно, их срезало бортом. Мы направили туда группу из трёх человек второго поисково-спасательного отряда Бурятской республиканской поисково-спасательной службы Бурятии. Проведут обследование территории. Сегодня есть разные предположения, но мы пока точное направление движения этого самолёта не знаем. Вообще от села Кырен до точки, где должно было производиться обрабатывание лесов от шелкопряда, – 180 км по прямой. С момента исчезновения самолёта более 160 авиационных часов налетали четыре борта в разное время. Ежедневно обследуется более 2 000 кв. км. Это очень большая площадь, густые насаждения, сложный рельеф. Родные пропавших, с которыми мы постоянно находимся в контакте, высказывают пожелания по наращиванию сил и средств. Я, конечно же, их понимаю, и силы будут наращиваться, но только если мы будем знать хотя бы направление. Сегодня в село Кырен прибыли новосибирские волонтёры. У них при себе тоже имеется сверхмощный летательный аппарат – квадрокоптер с дальностью полёта до 400 км и временем нахождения в полёте до 6 часов. Наш центр управления кризисными ситуациями сейчас решает вопрос с Иркутском, чтобы чистое небо было. Мы не можем запустить беспилотник, если в небе летают самолёты – произойдёт трагедия.

Автор: Валерия Бальжиева, Антон Алексеев, Алексей Федоров

Подписывайтесь

Получайте свежие новости в мессенджерах и соцсетях