«Через четыре года после гибели последней пчелы на земном шаре погибнут и люди». Данное предсказание приписывают физику Альберту Эйнштейну.
В прошлом году в 38 регионах страны сообщили о массовой гибели пчел. По данным Российского национального союза пчеловодов (РНСП), в прошлом году в России насчитывалось порядка 5 млн пчелиных семей. По данным РНСП, процент погибших составил от 5 до 25. Национальная ассоциация пчеловодов насчитала до 56 % гибели от общего числа насекомых.
Пенсионер из Бурятии Петр Любименко разработал новый улей, который может спасти пчел от вымирания, а соответственно, и человеческую цивилизацию. О том, что из себя представляет его изобретение, как оно работает и какие требует расходы, - в материале «Информ Полиса».
Мобильники против пчёл
Ученые связывают массовую гибель пчёл с плохой экологией, сокращением количества медоносных растений, применением химикатов при производстве продуктов питания, болезнями пчёл и общим ослаблением иммунитета пчелиных семей. В благотворительном фонде «Планета пчел» уверены, что такое положение дел может привести к большому количеству проблем, главная из которых – обострение продовольственного кризиса.
«В последние полвека пчеловоды столкнулись с явлением под названием «нарушения, приводящие к краху колонии» (Colony Collapse Disorder). Нормальным считается, когда такие нарушения присутствуют между поздним летом и ранней весной. Тогда умирают старые пчелы, оставляя королеву и молодых рабочих неспособными собирать пыльцу и нектар, - пишет «РБК». - Именно в этот период численность пчел резко сокращается, и порой их не хватает для образования колоний. Однако, по словам пчеловодов, число пчел стало уменьшаться в течение всего года. Чтобы выяснить причину этого явления, американские ученые провели небольшой эксперимент. Они поместили в улей стыковочный узел для беспроводного телефона, который распространял на весь рой электромагнитные волны и радиоактивное излучение. В результате 70 % подвергнутых излучению пчел, улетев собирать нектар, уже не смогли найти путь обратно в улей».
Свыше 100 прототипов
Петр Любименко родился в поселке Сулак в Дагестане. В возрасте четырех лет вернулся на родину своих предков, в Астраханскую область, где прожил до 18 лет. Окончил Харьковский авиационный институт в 1983 году и до самой пенсии работал производственным мастером в агрегатно-сборочном цехе на Улан-Удэнском авиазаводе.
- Тесть из Унэгэтэя привил мне любовь к пчелам в 1986 году, сам я их держу с 1998 года, - вспоминает мужчина. - Исследованиями для решения проблем пчеловодства я начал заниматься 17 лет назад. Первый патент получил в 2007 году на универсальное соединение сотовых рамок «Уда». За все время работы создал свыше 100 ульев разной конфигурации и потратил на это более 500 тысяч рублей.
В 2014 году в результате экспериментов Петр Васильевич создал собственный улей под названием «улей + дупло + омшаник». Его себестоимость составляет 10 тысяч рублей. Четыре года пенсионер наблюдал за пчелами в этом улье, чтобы окончательно подтвердить свои гипотезы. Сейчас у него четыре пасеки для исследований, которые заселены по 2 - 6 пчелосемей.
- Некоторые пасеки находятся в тайге, другие на дачных участках. Несколько семей живут в поселке Татаурово Прибайкальского района на даче моего племянника. Тут есть и мои ульи, и классические «Нижегородец». Они принадлежат племяннику, которому я сказал: «Сначала познай все классическое, а если тебе понравится, я дам тебе мой улей», - объясняет он.
По словам Петра Любименко, классический улей сделан из дерева и весит 25 - 30 кг. Чаще всего в нем применяют сотовую рамку «Рута», где вощина крепится при помощи непрерывной проволоки. И так в каждой рамке 12 раз.
- Из этого получается так называемый дефлектор (антенный усилитель). В нем вырабатывается электродвижущая сила индукции (ЭДС), которая взаимодействует с атмосферным электричеством вокруг улья, - говорит 64-летний мужчина. - Во время грозы напряжение достигает 10 киловольт. В классическом улье нет защиты от атмосферного электричества, при этом его применяют практически по всему миру. В результате пчелы уходят. Я назвал это явление «побег из микроволновой печи».
Как в природе
Бортники 300 лет назад работали с ульями в дупле, в которых потенциал атмосферного электричества уходил в корень дерева, не затрагивая пчел. Улей Петра Любименко, исходя из названия, заменяет сразу три помещения: то самое дупло в живом дереве или колоду, омшаник для зимовки, а также сам улей.
- Защитную роль корня дерева играют металлизация и металлический прут, воткнутый в землю до влажного слоя почвы. Снаружи улей обшит алюминиевой фольгой, укрепленной олифой. Внутри нет металла, все соединения сделаны из пластика. В идеале это защищает пчел от любых потенциалов атмосферы, поэтому они могут находиться под высоковольтными участками и рядом с сотовой вышкой. Насекомые просто не чувствуют электромагнитных полей, поэтому и ведут себя по-другому. Сам улей сделан из пеноплекс-комфорта или пеноплекс-фундамента и весит всего 10 кг, - делится он.
На пасеке Петра Васильевича есть несколько его ульев, в которых находятся до 12 сотовых рамок. В одном из них пчелы не пережили прошлую зиму, что, по его словам, может происходить.
- Толщина стенок улья составляет 80 мм, сделаны они из пеноплекса, этого хватает для зимовки пчел на улице, - объясняет он. - Крыша также сделана из пеноплекса, пчелы закрепляют ее по контуру к стенкам своим клеем – прополисом. Есть летки – входы в улье. Нижний открыт круглый год, средний можно закрыть. Два верхних летка сделаны как воздуховоды, они тоже постоянно открыты и только зимой можно прикрыть их.
Пчелы зимуют прямо в улье на улице, их можно оставить на том месте, где прорастают медоносы, или перенести под охрану во двор. За несколько лет жизни в таком улье пчелы перестали болеть, и Петр Любименко не использует никаких лекарств. При этом в классических ульях пчел лечат антибиотиками, которые впоследствии попадают в мед.
- Новые улья позволили значительно уменьшить расходы на обслуживание пасеки, - подытоживает пенсионер. - Не нужно проводить проверки на болезни, покупать антибиотики, делать и отапливать омшаник и т. д. Мои пчелы стали жить без человека в улье, как в дупле, о чем раньше можно было только мечтать. Еще они совсем перестали болеть, при том, что живут как в природе – круглый год на улице, а роение ушло на третий план. Теперь всего два человека могут следить за пасекой, в которую входят до тысячи семей, и охранять ее. Лишь в период качки меда потребуется дополнительная помощь людей.
Сейчас пенсионер продолжает увлечение исследованиями, хотя, по его словам, давно мог наращивать количество семей. Свое изобретение «улей + дупло + омшаник» Петр Васильевич уже успел продать заинтересовавшимся пчеловодам в нескольких регионах России. Пенсионер мечтает о том, чтобы его разработку использовали по всей стране. По его мнению, это сделает отечественное пчеловодство по-настоящему прибыльным бизнесом, а наш мед – лучшим в мире.