граффити
10224
3

Как граффитисты на примере Бурятии опровергают аксиому «Россия для грустных»

Корреспондент «Информ Полиса» встретилась с уличными художниками и узнала много интересного

Фото: Евгений Коноплёв

Последний месяц лета начался с невероятного подарка городу от уличных художников - новый арт-объект появился на улице Бабушкина. Мы решили узнать, как происходит работа над граффити и что движет уличными художниками, а в итоге стали частью невероятного действия. 

Когда мы слышим «художник-граффитист», перед нами встаёт образ парня-подростка, восставшего против «мнений света». Он рисует что попало и где попало, разрушая и портя всё, что видит. Два дня рядом с художниками доказали, что этот образ - очередной стереотип, который скоро рассыплется на мелкие кусочки. 

Как всё происходит?

В идеале любое граффити создаётся в несколько этапов: подготовка эскиза, подготовка поверхности (закрашивание фасадной краской и грунтовка), контуринг, заливка и выведение элементов. Но в теории всегда всё кажется простым. Реальность обычно играет другими красками. 

Подготовка к созданию композиции на Бабушкина началась ещё 3 августа. Вечером художники подготовили стену, сделали примерную «разметку» будущего граффити. Следующие два дня с раннего утра и до позднего вечера они рисовали под палящим солнцем на оживлённой городской улице. 

Понятно, что картина огромных размеров, намного выше роста среднестатистического человека. Да и роста любого именитого баскетболиста тоже не хватило бы, чтобы рисовать, стоя на асфальтированной дорожке. Поэтому большая часть времени и сил уходила на то, чтобы передвигать лестницы и железные конструкции, позволяющие художникам достать до верхнего края стены. 

Рисунки Сергея можно увидеть в разных района республики

- Рисунки - это не так просто. Нужно всё подготовить. По лестнице туда-обратно, без остановки, краску поднимаешь и опускаешь, двигаешь конструкции. Постоянная активность. Иногда рисуешь и в труднодоступных местах, работаешь со странными фактурами. Недавно баржу на берегу разрисовывал, а она вся изогнутая, из неё торчат разные странные куски. Рисуешь и думаешь: «Зачем я сюда пришёл?» - делится Сергей (@shaolin_9, если вы видели граффити, на которых красуется имя «МИР», то это его рук дело). 

Где уже натворили дел?

Оказалось, что стрит-арт протянулся не только по центральным улочкам города, но разросся по всей Бурятии. 

Фестиваль начался с поездки в северные районы республики и к озеру Байкал. Там местные и приезжие художники не только создали новые арт-объекты, но и прониклись атмосферой нашей республики. 

- Нас пригласили на фестиваль. Уже второй год подряд приезжаем в Бурятию, успели нарисовать двух девчонок, если вы видели граффити с той стороны. Ну и вообще проехались по Байкалу, увидели Усть-Баргузин. Там порисовали. В общем, очень интересный фестиваль получился, - рассказывает гость из Кемерово Вадим (@vadim.mezzo). 

В рамках реализации проекта местные художники тоже работают не только в черте города, но и творят в районах республики. 

- Я много где рисую. И в Иволгинском районе, и в местности Алла (за Курумканом), и в Усть-Баргузине. Вся республика практически. Ещё осталось в Баунтовский район съездить и оставить свой след, - смеётся Сергей. 

В течение августа художники обещают сделать подборку мест, к которым они приложили руки. Они разместят её в своём аккаунте в Instagram и поделятся с нами (а мы, конечно же, с вами). 

Зачем это нужно?

Ездить в отдалённые районы, таскать тяжёлые конструкции, терпеть жару и даже иметь проблемы с законом... Для чего всё это нужно взрослым (средний возраст художников примерно 30 лет) людям? Оказалось, что всё это не только ради красивой картинки. Каждым, с кем мы разговаривали, движет идея, сильная и интересная. 

Прежде всего, сам проект «Бурятия в красках» рассчитан на работу с подростками, состоящими на разных видах учёта. Для ребят проводят мастер-классы, берут на место создания граффити, помогают выражать себя через искусство. 

Валентин ведет активную работу с молодежью

- Вот эта молодежь, которая на данный момент здесь работает, если честно, вандалы и пакостники. Мы их находим через соцсети, через знакомых и наставляем на путь истинный. Рассказываем, что делать можно, а что нельзя, - говорит Валентин Мокрий (@valentinmokriy). 

Он призывает ребят, у которых есть интерес к уличному искусству, обязательно развивать свои навыки: рисовать дома, выходить на «заброшки» и набивать руку. И, конечно, приходить на локации, где создаются новые граффити. Художники готовы помочь молодёжи. Это одна из миссий, которую несёт проект. 

- У нас часть работ раскидано по дворовым площадкам и гаражам. Весной мы запускали акцию «Выездные бомбочки». Это быстрые работы (1 - 2 часа). Для нас принципиально, чтобы это было рядом с учебным заведением или в проходных местах (гаражи, стены), которые «изуродованы» жизнью. То есть на них надписи висят десятилетиями, которые никого не смущают. И оформляли их. То есть у нас есть и дворовые работы, и те работы, которые у всех на виду на центральных развязках. И их будет ещё больше, - рассказывает Валентин. 

Исправили ребята и стены перехода на проспекте Победы. Старые разношерстные надписи теперь закрыты тематическими рисунками в едином стиле. Среди рисунков есть и Шалтай-Болтай, который держит табличку: «Не пакости!». 

- Это сделано с целью профилактики. Потому что изначально состояние этого перехода было абсолютно отвратительным. Там были надписи, которым по 10 - 15 лет. Понятно, что за это время можно было прийти в это место, закрасить его в какой-то цвет. Мы сделали красиво и оставили призыв тем, кто уродовал стену: «Не пакости. Делай красиво и качественно», - комментирует ситуацию Валентин Мокрий. 

И многие художники в разговоре подчеркнули, что самое важное для них - превращать места, на которые страшно смотреть, в места, на которые  приятно смотреть. Менять реальность иногда проще, чем мы думаем. По крайней мере, в это очень верится, когда видишь работу граффитистов. 

Кто поддерживает?

Изменение города происходит в рамках грантового проекта «Бурятия в красках» по линии Фонда президентских грантов. Художники сами написали проект, сами отправили заявку, а когда выиграли конкурс, сами приступили к его реализации. Из фонда выделяются денежные средства на краску и проезд участников фестиваля. Остальное - личная инициатива и затраты художников. 

- Даже эту развязку, которую мы сейчас оформляем, делаем своими силами, без помощи администрации города: сами грунтуем стену, сами делаем базу из дорогой фасадной краски. Хотим, чтобы это осталось надолго, - комментирует председатель региональной общественной организации экстремальных видов спорта и уличной культуры Валентин Мокрий. 

С уличными художниками сейчас работает заслуженный художник Бурятии Зоригто Доржиев. Они хотят соединить самобытную стилистику работ Зоригто и современный подход творческого объединения «Арт Точка». И, кажется, это будет прекрасно. Пока это единственный человек «не из тусовки», который поддерживает творчество граффитистов. 

Хотелось бы верить, что дальше ситуация изменится, а неравнодушных помощников станет гораздо больше. Ведь облик города - это совместная работа жителей и администрации. А пока получается, что город почти в одиночку «охраняют» герои, которые не носят плащей, а держат в руках баллончик с краской. Своим творчеством они опровергают устоявшуюся культурно-социальную аксиому, что наша Россия - страна для грустных. 

Среди художников, участвующих в создании композиции на улице Бабушкина были гости из разных городов (Новосибирск, Красноярск, Екатеринбург и др.) С двумя из них мы поговорили. Нашими собеседниками стали Иван (@jovanny_brainmash) и Вадим (@vadim.mezzo). 

- Откуда вы и как стали частью фестиваля? 

Иван: Я из Новосибирска. Нас ребята пригласили поучаствовать.

Вадим: Я из Кемерово. Мы здесь уже второй раз. 

- Если вы приехали во второй раз, значит, в Бурятии вам что-то понравилось. Что? 

Иван: Много чего нравится, природа, места необычные, люди интересные.

Вадим: Здесь много чего классного. Во-первых, природа очень крутая. Есть возможность выехать. Я, например, до прошлого года ни разу в жизни не был на Байкале. А здесь есть возможность приехать и порисовать. Как отказываться от такой возможности? 

- Центром композиции на этой развязке станет ваша работа. Что на ней изображено? Что вдохновило на ее создание? 

Иван считает, что в Бурятии много необычных мест и люди здесь интересные

Иван: Мы долго думали, что нарисовать, может быть, какие-то традиционные мотивы. Потом нашли репортаж, там были прикольные фотографии. Я уже не помню, как правильно называется, но определённый вид бурятской борьбы (скорее всего, речь идёт о бухэ барилдаан. - Прим. авт.). В общем, нашли двух «мясистых» бурят, которые борются. И под впечатлением от места, от гор, от Байкала решили добавить немного магии стихий. То есть они обладают в какой-то мере силами воды и огня. Справа у нас водяной шаман, а слева - огненный. И на граффити будет изображено их противоборство.

Вадим: Хотелось показать какую-то шаманскую «движуху», противостояние каких-то энергий. В поездке мы поговорили с шаманом, он рассказал нам разные истории, это тоже вдохновило. 

- Как вы пришли в искусство граффити? 

Иван: Когда-то я увидел по телевизору. Тогда была первая или вторая волна хип-хопа. Давненько это было (смеётся). И на этой волне хотелось танцевать, но я почему-то начал рисовать. Хотя немного танцевал (снова смеётся).

Вадим: Мне всегда нравилось рисовать. Потом я увидел в каких-то фильмах и передачах граффити. Стало интересно. Прикольная возможность нарисовать что-то на улице, а не в тетрадке. Конечно, захотелось гораздо раньше, чем получилось. Как-то было не до этого. Возможно, не встречал нужных людей. А потом познакомились с «чувачком», начали рисовать. И очень быстро получилось овладеть навыками граффити. 

- Образ граффитистов романтизирован: рисунки в ночи на вагонах, проблемы со стражами правопорядка. Есть ли у вас в запасе такие истории? 

Иван: На пути было разное. Но рассказывать былое не очень интересно. Это было давно и неправда.

Однажды Вадим оставил свою подпись на стенах знаменитой американской тюрьмы Алькатрас

Вадим: Много разных историй происходило, и связанных с полицией тоже. Если фестиваль, то это всё согласовано, конечно. А если просто уличное рисование, то запросто могут «закатать». Только почему-то не у нас, всё время в других странах. Однажды я поставил тег на Алькатрасе (тюрьма в Сан-Франциско). Копы меня за это взяли, но не посадили. Пока плыли с острова на корабле, поболтали с полицейскими, и мне просто вкатили штраф и отпустили. 

- Когда быть художником интереснее: раньше или сейчас? 

Иван: Конечно,  раньше было интересно маркер из подручных средств собирать. И баллончиков всяких тогда не было. Информации тоже не было, никаких тебе инстаграмов. Всё это казалось ультрамодным, подпольным. Тогда азарт определённый присутствовал. 

- Оглядываясь назад, на всё, что происходило с вами и вокруг граффити, можете ли вы с уверенностью сказать, что это того стоило? 

Вадим: Определённо, всё, что приходилось проживать, того стоит. Но когда тебя куда-то садят, чувствуешь себя странно. Неужели я действительно сделал что-то неправильно? Просто когда я рисую на улицах, я обычно выбираю уже «изгаженные» стены. Я всегда стараюсь сделать лучше, чем было: нарисовать красивую картинку вместо непонятно чего. И тут, наверное, должны быть какие-то градации: где хорошо, где плохо. 

Словарик начинающего граффитиста:

Кинуть флоп - сделать быструю надпись в стиле художника с минимальной заливкой, контуром и чаще всего в два цвета. 

Скетч - эскиз будущего рисунка в стиле граффити. 

Заливать - покрывать рисунок краской после нанесения контура. 

Тег - подпись художника (иногда является целым рисунком).

Автор: Екатерина Дубровина

Подписывайтесь

Получайте свежие новости в мессенджерах и соцсетях