Александр Васильевич Пашинин своей кропотливой работой вносит скромный, но достаточно весомый вклад в историю нашей республики. Вот уже почти десять лет он занимается исследованием генеалогии жителей Бурятии и изучением интересных фактов о Великой Отечественной войне.
В этом году вышла уже шестая книга, в создании которой Александр Васильевич принял непосредственное участие. Труд получил название «Книга Памяти Тарбагатайского района». Работа же над всеми книгами проделана, безусловно, колоссальная.
Интерес с детства
Мы встретились с Александром Васильевичем за столиком в маленьком кафе. За чашкой кофе исследователь достал из сумки небольшую зелёную книгу под названием «Родословная».
- Это самая первая монография 2012 года. В книге описано всё, что я смог найти о своих предках, - пояснил он. – Некоторые из предков, как оказалось, были из числа первых прибывших на бурятскую землю во второй половине XVII века казаков, о чём совершенно и не подозревал. Кроме того, в роду есть обычные крестьяне из поморских губерний, ссыльные поселенцы и крещеные буряты. В крови, таким образом, оказалось русское, украинское и бурятское население. Такая ситуация присуща многим жителям Бурятии.
Эта книга стала для Александра Васильевича первым серьёзным опытом работы в области исследования генеалогии. А началось всё в 2011 году, когда Александр Пашинин впервые в жизни зашёл в Государственный архив республики. Соответственно, тогда же впервые увидел архивные документы, которые касались родословной населения Бурятии.
- После этого интерес не угас. К тому же у меня историческое образование, родители - учителя, а потому тяга к таким исследованиям зародилась с детства, - поведал исследователь.
После «Родословной» он приступил к более развернутым исследованиям, результатами которых стали еще две книги-монографии с углубленным изучением генеалогии крестьянского, мещанского, инородческого и прочего населения республики, а также Иркутской области и Забайкальского края.
«Мой приятель углубил свои познания о предках»
Во время беседы с таким исследователем в первую очередь интересует вопрос: какие же методы позволяют найти ту информацию, которую, на первый взгляд, найти просто невозможно, ну или фантастически тяжело?
По мнению Александра Васильевича, для серьезного подхода к делу нужно проявлять усидчивость и желание, а также уделять много времени. Показывая на одну из книг, где содержится изучение архивных документов о происхождении крестьянского и других сословий, он говорит, что здесь описывается в том числе и род занятий предков жителей республики, в каких событиях или войнах они принимали участие. Предвкушая мой вопрос о том, как вообще возможно создать такой труд, исследователь поведал следующее:
- Прежде чем идти в Госархив, нужно первоначально отработать источники, которые касаются советского периода, предусмотреть направление запросов в ЗАГС. Неплохо было бы ознакомиться с ресурсами школьных и сельских библиотек, посетить родовые погосты, поговорить со старейшими родственниками. Ведь, возможно, таким образом можно было бы получить какие-то интересующие сведения и воспоминания пращуров, в том числе очень дальних. Например, ко мне приезжал в гости выходец из Бурятии, живущий в Москве. Выяснилось, что он из Джидинского района, из рода бурятских казаков. Когда он назвал свое село, я предоставил ему письменные воспоминания 85-летнего мужчины, которые тот оставил в 1980 году по просьбе своих детей. Благодаря этому мой приятель сумел углубить свои родословные познания по середине XIX века на несколько десятков лет назад.
После тщательного изучения советского периода можно смело приступать к исследованию дореволюционного. Однако бывает, что зачастую в архив люди приходят не совсем подготовленные. Например, посетители архива не всегда знают, по какой церкви они будут работать.
- Дело в том, что в дореволюционное время именно она исполняла роль ЗАГСа. Таким образом, русскоязычное население должно знать свою церковь, а буряты и эвенки – свой род происхождения, без этого заниматься изучением родословия будет труднее, - уверяет Александр Васильевич.
Тысячи архивных источников
Среди первоочередных источников исследователь отметил метрические книги, которых в архиве республики хранится около тысячи. Именно здесь можно почерпнуть данные не только о рождении, бракосочетании и смерти, но и, например, о девичьей фамилии матери ребёнка, что позволяет расширить круг родственников.
Ревизские сказки представляют собой дореволюционные переписи населения. Много полезной информации содержится в исповедных росписях, сельскохозяйственной и поземельной переписи 1917 года, подушных и окладных книгах, посемейных, рекрутских, подворных, алфавитных, именных и послужных списках. В обыскных книгах, к примеру, в отношении молодоженов можно найти девичьи фамилии, согласия родителей на бракосочетание, подтверждения сельских старост и церковные притчи о местах и времени рождения и проживания, церкви исповедания и прочее.
- При ознакомлении с обыскной книгой Мухоршибирской Николаевской церкви с огромным удивлением увидел девичью фамилию своей дальней родственницы. В ревизской сказке Мухоршибирской слободы за 1811 год тут же нашёл её отца, что дало мне углубить свои познания об этой фамилии сразу на многие десятки лет вглубь, - отметил исследователь.
В 2015 году была опубликована монография Александра Пашинина «Статистические источники по генеалогии крестьянских родов (семей) в фондах Государственного архива Республики Бурятия», а в этом году – монография «Источники по генеалогии крещеных инородцев в фондах Государственного архива Республики Бурятия». В данных научных трудах кандидата исторических наук Александра Пашинина произведен соответствующий анализ и систематизация генеалогического ресурса архивных документов, выявлена степень их сохранности и информационного потенциала. В первой книге содержится более 3 тысяч документов, во второй – более 3,5 тысячи.
«Испытываю удовлетворение»
Помимо монографий на генеалогическую тему, в 2013 и 2017 годах Александр Пашинин совместно с Александром Сапуновым и Владимиром Колесовым сумел опубликовать научные издания и по военной тематике. Это книги «Защитники Родины» (почти на 700 человек) и «Память» (почти на 1 700 человек) о призывниках родного Тарбагатайского района.
Здесь основными документальными источниками послужили донесения воинских частей, именные списки безвозвратных потерь райвоенкоматов, книги учета умерших и погребения стрелковых полков и госпиталей, учётные карточки и паспорта воинских захоронений, извещения (похоронки), анкеты розыска, журналы учета, запросы, карточки участников войны и советских военнопленных, Книги Памяти Бурятии и других регионов, приказы о награждении, наградные листы, журналы боевых действий, боевые истории и характеристики воинских частей и другие. Всего свыше 3,4 тысячи документов ОБД «Память народа» МО РФ.
- Я всегда стремился чередовать работу над родословными с военной тематикой. Так писать проще, да и необходимо отвлекаться. Если заниматься только одним и тем же, то может наступить психологическая апатия и усталость. Так и работаю: месяц над одним, два месяца над другим или наоборот, - рассказывает Александр Васильевич. - Хотел бы особо подчеркнуть, что все книги создавались «всем миром» – в них активное и непосредственное участие принимали сотрудники Госархива, Института монголоведения, буддологии и тибетологии СО РАН, Национальной библиотеки, Центра восточных рукописей и ксилографов ИМБИТ СО РАН, Музея истории Бурятии им. М. Н. Хангалова, БГУ, Центральной библиотеки БНЦ СО РАН, Иволгинского и Тарбагатайского РВК, администрации МО «Тарбагатайский район», Бурятской организации ветеранов (пенсионеров), журналисты и, конечно, простые и неравнодушные жители нашей республики.
Исследователь говорит, что, создавая такие труды, он испытывает удовлетворение не только как исследователь, но и как житель, имеющий давние корни в Бурятии.
- Весьма важно эти исследования вменять нашему подрастающему поколению, - считает он. - На мой взгляд, каждому молодому человеку важно знать своё происхождение: кто были его предки, чем жили, в каких событиях они участвовали.