После заявления властей Улан-Удэ о том, что в 2020 году среднемесячная концентрация бензапирена (БП) в атмосферном воздухе превысила предельно допустимую концентрацию в 30,2 раза, мы рассказали о вреде этого вещества для организма человека и нашли несколько способов решения этой проблемы.
О других вариантах очищения воздуха и во сколько это обойдется бюджету города – в материале «Информ Полиса».
Эксперт
В 2019 году, согласно региональному информационному фонду данных социально-гигиенического мониторинга, включающего сведения Бурятского центра по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, в Улан-Удэ наблюдалось увеличение среднегодовых концентраций бензапирена относительно 2017 года. Отмечалось превышение предельно допустимых концентраций (ПДК) бензапирена в 11,95 раза. А недавно городские власти заявили, что в 2020 году среднемесячная концентрация бензапирена в атмосферном воздухе превысила предельно допустимую концентрацию уже в 30,2 раза.
- Источниками поступления БП в атмосферный воздух города Улан-Удэ являются автономные источники теплоснабжения – котлы и печи частного сектора малой мощности, небольшие котельные организаций, работающие на любом твердом топливе (уголь, дрова и т. п.), - говорит эксперт компании «АНТАРКТИДА» Елена Кузнецова. - Из-за конструктивных особенностей котлов малой мощности и более низкой эффективности сжигания в них топлива и уходящих газов уровень содержания вредных и взвешенных веществ, в том числе бензапирена, в продуктах сгорания значительно выше. Особенно это актуально для котлов, работающих на твердом топливе, так как они или оснащены малоэффективным газоочистным оборудованием, или не имеют его вообще.
Ориентировочно годовой выброс одного котла или печи малой мощности, работающей на твердом топливе, составляет 0,000056 т/год, этот показатель превышен в 14 раз к нормативному. По данным Бурятстата, всего в Улан-Удэ насчитывается 1 995,7 тысячи квадратных метров деревянных жилых домов. Если предположить, что это порядка 45 тысяч частных построек, то получается колоссальный выброс вредных веществ в воздух. Не стоит забывать и про автономные котельные (торговые центры, магазины, больницы, коттеджи), автомобили старше 20 лет - выбросы от них вообще зашкаливают в 50-60 раз к допустимым.
Справляются сами
Недавно мэрия Улан-Удэ создала проектный офис «Воздух», который подготовит поправки в республиканский закон «Об охране атмосферного воздуха» для улучшения экологии города. В предыдущей статье, посвященной угрозе вредных и взвешенных веществ в воздухе, эксперт предложил в качестве решения проблемы грязного воздуха поквартальную централизацию системы теплоснабжения (строительство новых тепловых сетей с подключением частного сектора со строительством квартальных газовых котельных), на ТЭЦ-1 произвести модернизацию - построить эффективную систему очистки уходящих газов. Таким решением могут стать электрические фильтры, уровень их очистки 99%, строительство новой дымовой трубы с увеличением ее высоты для выброса газа (дыма) в более высокие слои атмосферы. Конечно, сильно выручит газификация ТЭЦ-1, ТЭЦ-2.
- Все-таки ТЭЦ не самая большая угроза, нам больше вредит частный сектор. Простое отличие - выбросы от частного сектора идут в низкие слои атмосферы, в зону жизнедеятельности человека. И именно эту проблему нужно решать. Решения этих проблем на самом деле просты и понятны. Их решали в Улан-Удэ и в 30-е, и в 60-е годы XX века, сейчас технологии ушли далеко вперед и позволят с легкостью преодолеть эту проблему, - рассказывает эксперт «АНТАРКТИДЫ» Елена Кузнецова. - Инновации, конечно, тоже никто не отменял - сейчас разработано множество решений. К примеру, краски для фасадов с поглощением СО2 и других вредных веществ, ее принцип работы подобен работе листьев на деревьях - хорошее решение зимой.
Некоторые улан-удэнцы, озаботившись проблемой вредных выбросов от печного отопления, самостоятельно перешли на электроотопление. Жители улицы Артема на Верхней Березовке договорились не использовать уголь в качестве источника тепла.
- Сейчас у нас не топят семь домов, - объясняет хозяйка такого дома Елена. – Есть участки, где люди еще не построились, но мы им сразу говорим, что топить нежелательно. Некоторые первое время топят дровами, а не углем. Затем подключают теплые полы. Мой дом обшит не полностью, поэтому существуют большие теплопотери. В месяц за электроэнергию я плачу 10 тысяч рублей, думаю, после утепления жилья будет меньше. Проблема в том, что часто выключают свет, особенно в дождь. Есть резервный камин, где топим дровами.
В результате на улице Артема чисто и эстетично, а владельцы жилья и их дети не задыхаются от едкого дыма. Елена отмечает, что снижение тарифа на электроэнергию позволило бы большему числу людей перейти на электроотопление. Тем более это гораздо удобнее, так как не нужно каждый день разжигать котел и прогревать дом.
Бездымное топливо как альтернатива?
В свою очередь, власти республики тоже не стоят на месте. В середине августа стало известно, что в Улан-Удэ начнут использовать бездымное топливо. Первая партия этого продукта поступит в столицу Бурятии из Красноярска уже к предстоящему отопительному сезону.
- Будет выбран район, предварительно согласована Комушка, куда будут налажены первые поставки экспериментального топлива, - говорит глава Бурятии Алексей Цыденов. - Перед нами сейчас стоит главный вопрос - откатать опытную эксплуатацию, поскольку эта технология носит экспериментальный характер по всей России. Также нам надо рассчитать экономию для людей. Однако сейчас понятно, что одна тонна такого угля способна заменить две тонны дров. Возможно, и не будет разницы за весь отопительный период в сумме затрат.
Если разница в затратах все же возникнет, то правительство республики рассмотрит возможность субсидирования для жителей Бурятии покупки бездымного угля.
- Этот год у нас все же экспериментальный, но надеемся, что результат будет положительный. В этом мы убедились уже на презентации, поэтому в следующий отопительный сезон будем использовать больше бездымного топлива, - добавляет Алексей Цыденов.
Мэр Улан-Удэ Игорь Шутенков отмечает, что теплоотдача бездымного топлива почти в три раза больше, чем у обычных дров. Горят брикеты в 1,5-2 раза дольше обычного угля и являются более безопасными для человека и окружающей среды, чем другие виды топлива.
- В трех стандартных печках-буржуйках были сожжены каменный уголь с Тугнуйского месторождения, дрова и бездымные брикеты производства СУЭК. Замеры выбросов и концентрации бензапирена провел специалист ООО «Сертификационный центр охраны труда». Мы убедились, что бездымный уголь не дымит. Его производство на территории города позволит нам, во-первых, получать свое собственное топливо, во-вторых, перевести в добровольном порядке потребителей на данный вид топлива. Переход должен быть постепенным, поскольку для всех нас такой вид топлива пока непривычен. На базе наших котельных, которые арендует ТГК-14, мы планируем производство такого вида топлива с ценовым регулированием, - пояснил Игорь Шутенков.
Возможно, в Улан-Удэ приживутся не одна, а сразу несколько доступных и экологичных способов отопления. Однако уже сейчас ясно, что перейти на них нужно в ближайшее время, пока бензапирен и другие вредные вещества не сделали столицу Бурятии безлюдной.