«Российская газета» опубликовала большое интервью со всемирно известным бурятским скульптором, а с недавних пор – ещё и заслуженным художником России Даши Намдаковым. Последний его проект – главный храм Вооружённых сил РФ, где он выступал главным художником, напоминает издание. Интервью мастер даёт редко, но на сей раз Намдаков согласился пообщаться с корреспондентом «РГ». В это время он был в Москве.
Скульптор признался, что раньше считал себя евразийцем.
- На самом деле это так и есть, ведь мне посчастливилось родиться в Азии, где в то время ещё сильны были традиции и дух народа. Но в силу того, что я человек ищущий, меня влекло куда-то на запад, в Европу. Долгое время жил в Италии, Англии, – вспоминает он. – В Италию мы попали не из любопытства, а из необходимости. Помню, когда прошли мои большие выставки в Третьяковке, Эрмитаже и разных галереях мира. Мои работы начали покупать – они разлетались по частным коллекциям в Европу, Америку. И серьёзные знатоки искусства стали деликатно так говорить, что в творческом плане всё безупречно, а вот с качеством бронзы у меня не всё хорошо.
В России этот вопрос, по словам мастера, не решился до сих пор.
- И поэтому мы были вынуждены искать подходящий материал в Европе, и нашли в Италии – в Пьетрасанте (коммуна в регионе Тоскана). Теперь это мой родной городок, где мы уже больше десяти лет льём бронзу. И даже из своей лондонской мастерской я везу формы в Италию, – отмечает Даши Намдаков.
Живёт же он в Англии – уже шесть лет.
- Тут везде невероятные музеи, галереи современного искусства. Раньше, когда я туда попадал, думал: кому нужно это современное искусство? А прошло время и я начал понимать смысл того, о чём предупреждал Лев Николаевич Головницкий, когда экстерном меня выпускал из института – что лет через пять начну понимать то, о чём мы с ним говорили. Так и произошло, – рассказывает художник. – Сейчас я нахожусь в комфортном для себя состоянии. Переживаю интересный момент – я сплавляю нечто оригинальное. Прекрасно понимаю, что не должен потерять самого себя и в то же время найти что-то новое. Когда ты нашёл что-то интересное, своеобразное, то потом меняться очень сложно.
На малой родине в забайкальском селе Укурик Даши бывает часто – примерно пять раз в году.
- Сегодня жизнь очень динамичная, сел в самолёт – и через несколько часов ты на месте. К сожалению, с каждым годом деревня становится всё меньше, слабеет, люди уезжают. Понимаю, что это глобальные проблемы, но хочется как-то повлиять на ситуацию и сохранить свою деревню. Было время, когда я находился в поисках по Европе, а теперь понимаю, что пришло время отдавать, – признался он. – Есть идея открыть в Укурике детский лагерь с творческой мастерской, где можно будет овладеть разными ремёслами, вместе творить. Сюда смогут приезжать дети из Бурятии, Иркутской области, Дальнего Востока. Но этот проект один не осилю – рассчитываю на помощь губернатора Забайкалья Александра Осипова, который обещал помочь реализовать идею.
Пандемию коронавируса Намдаков, по собственному же признанию, даже не ощутил.
- Нам было не до пандемии. Мы в это время заканчивали главный храм Вооружённых сил России, которым занимались полтора года, и были уже на финише. Задачи стояли серьёзные – нужно было сдать всё в срок, поэтому ни на что другое отвлекаться не приходилось. Постоянно были на стройке, на литейных заводах, в мастерских. Так что Бог миловал, – заявил изданию скульптор.
На вопрос, доволен ли он работой над храмом, мастер ответить затруднился.
- Сейчас сложно судить. Пройдёт время, можно будет немного успокоиться, отвлечься и посмотреть на содеянное со стороны, – пояснил Даши Намдаков. – Я благодарю судьбу, что мне посчастливилось в этом участвовать. Для меня неожиданно и удивительно было предложение стать главным художником этого храма. Согласился сразу и ни разу не пожалел! Я, буддист, открыл для себя огромный мир православия.
С полной версией интервью Намдакова «Российской газете» можно ознакомиться здесь.