Главного врача городской больницы № 4, в недавнем прошлом замминистра здравоохранения Наталью Бухольцеву подозревают сразу в двух преступлениях – мошенничестве в крупном размере и служебном подлоге. По версии следствия, в январе 2018 года, ещё будучи главврачом городской поликлиники № 6, Бухольцева вступила в сговор с представителем некой коммерческой организации. Под видом оплаты договора аренды имущества они решили совершить хищение денежных средств медучреждения, завысив цену контракта до 70 миллионов рублей. При этом вся стоимость предоставляемого в аренду имущества едва достигала 17 миллионов. А часть оборудования в поликлинику поступила и вовсе спустя год после подписания контракта. Таким образом ущерб составил более 47 с половиной миллионов. Преступление раскрыли сотрудники управления экономической безопасности и противодействия коррупции МВД по Бурятии совместно с УФСБ.
Такое громкое задержание вызвало большой резонанс в соцсетях. Например, депутат Народного Хурала Михаил Гергенов написал:
- Ни в коем случае не хочу лезть в дела наших органов, но всё-таки. Может, немолодой, всю жизнь работавший в медицине человек заслуживает снисхождения – подписка о невыезде, домашний арест. Неужели Наталья Андреевна так опасна для общества? Ошибки, проступки бывают у всех. Суд потом определит меру её вины.
Народного избранника поддержал и коллега по депутатскому корпусу Дмитрий Дружинин.
- Не верю во всю эту историю. Да ещё и на 47 миллионов! Похоже на бюрократическую ошибку, – заявил бывший зампред правительства Бурятии по социальному развитию Владимир Матханов. – Я не в Улан-Удэ, но готов поддержать работу адвоката.
Раньше не было соцсетей, где любой человек может открыто высказать свое мнение по разным поводам. Но в истории Бурятии задержание Натальи Бухольцевой далеко не самое скандальное. Вспомним о самых громких из них.
Из команды Потапова
В августе 2004 года прямо на площади Советов задержали по подозрению в получении крупной взятки Андрея Капустина - начальника Управления информации и печати в администрации Леонида Потапова. Посредником, который передал Капустину меченые деньги, СМИ Бурятии называли бывшего коллегу с телевидения. Уголовное дело прекратили в связи с кончиной в СИЗО главного подозреваемого. И это до сих пор вызывает разные версии, что стояло за тем первым громким задержанием в новой истории нашей республики.
Весной 2006 года фигурантом уголовного дела стал уже глава администрации президента Бурятии Иннокентий Дагбаев. Его дело вызвало огромный резонанс поскольку речь шла о деньгах республиканского бюджета, выделенных на приобретение, строительство или ремонт социального жилья за период 2003-2005 годы. За эти годы, как выяснилось непонятно как и кому покупали квартиры за счет республики. А когда стало известно, что бесплатно элитное жилье получили явно не бездомные министры потаповского правительства, возмущению читателей не было предела. В редакцию «Информ Полиса» приходили и писали письма ветераны ВОВ, которые годами ждали заслуженных квартир. Вместо ветеранов министр финансов Александр Налетов, министр строительства Николай Быков, зампред по промышленности Владимир Переляев, зампред по социалке Баир Бальжиров и вице-премьер по сельскому хозяйству Леонид Турбянов получили на приобретение жилья по 1,5 миллиона рублей. Не обидел себя и Иннокентий Дагбаев, на тот момент руководитель жилищной комиссии, распределяющей жилье. Он получил 1 миллион 434 тысячи рублей. Но и публикации в СМИ об этом не возымели бы действия, если бы не Хамбо лама Дамба Аюшеев.
- Сначала в СМИ прошла информация о выявлении нарушения закона в освоении бюджетных средств. По логике вещей, Счетная палата РБ согласно этой проверке должна была обратиться в прокуратуру. Но Счетную палату утверждает Народный Хурал, а там сколько депутатов квартиры получили? От ФСБ Митин и Афанасьев, от МВД Шадурская, из правительства Налетов, Бальжиров, Турбянов и Быков. Судьи различных судов. Кроме прокуратуры, все получали там квартиры. То есть было очень грамотное распределение денежных средств. Дали всем. И дело застряло. Прокуратура сама по себе не хочет этим заниматься, это психологически тяжело. Сразу заимеешь проблемы с МВД, ФСБ, судами. Что, им больше всех надо что ли? И ко мне стали идти ходоки. Сначала один пришел, намекнул, как вы на это смотрите. Я говорю, на то есть соответствующие структуры, пусть сами разбираются. Время прошло, ничего не происходит. Второй раз я уже сам стал сомневаться, что делать. А когда пришли на третий раз, я понял, что меня самого проверяют. Насколько я готов как член Общественной палаты России идти на это. И получается, что мой первый шаг на этом посту – объявление войны всем и вся. Теперь все, кто незаконно получал квартиры, имеют на меня зуб, – сообщил тогда Хамбо лама ИА «Байкал Медиа Консалтинг».
Он добавил, что предупредил чиновников: если вы попадетесь, я не виноват.
- Все равно от общества должен быть какой-то контроль. В Иркутской или Читинской области такой бы скандал поднялся. Я не верю, что в других регионах России, в наших соседних регионах, такое было бы позволительно. Там достаточно ярко выраженной оппозиции, поэтому такого самоуправства не происходит. Но я прекрасно знаю, что наши чиновники не дураки. Они больше так крупномасштабно не будут мне попадаться. Я понимаю, что они каким-то образом нивелируют это дело. Поэтому я буду держать на контроле ход расследования. Если оно прекратиться, тогда зачем все это началось? Искоренить это зло, конечно, невозможно, но уменьшить масштабы воровства вполне реально. Денег, которые идут из федерального центра в Бурятию, достаточно, чтобы народ жил нормально. Только вот эти денежные потоки «расходятся» непонятно куда.
Федеральные деньги
Весной 2007 года осудили за хищения и превышение полномочий замминистра культуры Бурятии Сергея Семушева. Его приговорили к трем годам лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии общего режима, с лишением права занимать должности, связанные с распоряжением денежными средствами и материальными ценностями, сроком на 2 года.
Суд установил, что Семушева осенью 2003 года, приказом министра культуры Бурятии Владимира Прокопьева назначили председателем конкурсной комиссии по выбору подрядчика для работ по реконструкции Дома культуры в селе Михайловка Закаменского района. Реконструкция финансировалась из федерального бюджета. По поручению Семушева составили фиктивный протокол заседания конкурсной комиссии о признании СПК « Михайловка» победителем тендера по выбору подрядчика на реконструкцию Дома культуры на общую сумму 1,5 млн. рублей. Фиктивный протокол Семушев утвердил лично. На счет СПК «Михайловка перечислили 1 354375 рублей. Но фактически ремонт ДК на 1,1 млн. рублей СПК «Михайловка» произвели еще в 2002 г. за счет собственных средств.
Екатерина Кашина, на тот момент старший помощник прокурора Советского района Улан-Удэ в интервью СМИ рассказала, что Семушев знал о том, что реконструкция ДК была проведена еще в 2002 году. Тем не менее, один миллион федеральных денег на строительные работы был перечислен победителю конкурса СПК «Михайловка». Половину из них - 480 тысяч позже через малоизвестную иркутскую фирму и подставные счета получил сам Семушев.
- Нами как в ходе судебного следствия, так и на предварительном следствии был полностью прослежен путь этих денежных средств и, в конце концов, установлено, что данные денежные средства свидетелем, проходящим по данному уголовному делу, были переданы лично в руки господину Семушеву. Таким образом, факт хищения и превышения служебных полномочий был полностью доказан, – подчеркнула Екатерина Кашина.
Дело Кримсона
Зимой 2008 года осудили экс-министра финансов потаповского правительства Александра Налетова. Приговорили к 4 годам лишения свободы условно с испытательным сроком 3 года. Также к Налетову, как и к Семушеву применили дополнительное наказание - лишение права занимать должности на государственной и муниципальной службе, связанные с распоряжением товарно-материальными ценностями и денежными средствами сроком на 3 года.
Александр Налетов проходил по громкому делу ООО «Кримсон», которому правительство Бурятии заплатило 30 миллионов рублей на разработку и внедрение государственной автоматизированной системы финансового планирования и управления закупками для государственных нужд. После этого ООО «Кримсон» было ликвидировано, а прокуратура республики возбудила уголовное дело.
Назначенный в 2007 году президентом Бурятии Вячеслав Наговицын принял отставку осужденного министра финансов и пригласил на эту должность из налоговой службы Игоря Шутенкова, нынешнего мэра Улан-Удэ.
Столичные дела
В мае 2009 года Управление ФСБ по Бурятии возбудило уголовное дела о мошенничестве в особо крупном размере. Сначала в рамках этого дела арестовали директора ОАО «Улан-Удэнская управляющая компания» Баира Цыренжапова. По версии следствия, за финансовую махинацию, в результате которой из бюджета похитили, по разным данным, от 53 до 100 миллионов рублей. В рамках дела также был объявлен в федеральный розыск, а затем задержан бывший генеральный директор МУП «Улан-Удэнская энергетическая компания» Алексей Глазков.
Дела аграрные
Но самое громкое задержание члена наговицынского правительства по подозрению в коррупции произошло осенью 2013 года. Министра сельского хозяйства Бурятии Александра Манзанова приговорили к 2,5 годам колонии по громкому уголовному делу, связанному с Унэгэтэйской оросительной системой. Но уже в апреле 2015 года в связи с 70-летием Победы его амнистировали. Однако на свободе Манзанов пробыл меньше часа. Его задержали уже по второму уголовному делу, связанному с растратой в 48 миллионов рублей.
- Манзанов, занимая должность министра сельского хозяйства и продовольствия Республики Бурятия, из личной заинтересованности, злоупотребляя своими служебными полномочиями, в декабре 2010 года дал указание о незаконном предоставлении мер государственной поддержки своему знакомому, занимающему пост генерального директора ООО «БТПК». В результате преступных действий Манзанова ООО «БТПК» без права на получение субсидии были перечислены бюджетные средства в размере 47 995 600 рублей, - огласил суд.
Проклятое место
Ни одно госучреждение не «гремело» так сильно при Наговицыне как Управление капитального строительства. В 2013 году было возбуждено уголовное дело в отношении экс-руководителя Управления - Евгения Восканянц. Его уличили в превышении должностных полномочий и в завладении бюджетными деньгами при строительстве республиканской больницы. В том же 2013 году другой начальник УКС Сергей Шабалов был уволен после обнародования информации о его поддельном дипломе о высшем строительном образовании в ВСГУТУ. Следующий руководитель управления Савелий Мотошкин единственный, кто покинул этот пост добровольно. Но это не спасло его от задержания в начале 2016 года сотрудниками УФСБ по подозрению в мошенничестве в особо крупном размере. Этот арест связали с предыдущим арестом генерального директора ООО «Китой» Сергея Золотарева, который показал, что в своё время якобы перечислил Мотошкину четыре миллиона рублей в качестве некоего вознаграждения. Сам Золотарев, задержанный в сентябре 2015 года обвинялся в хищении бюджетных средств, выделенных на строительство котельной и тепловых сетей автотуристического кластера «Кяхта». Сумма ущерба - около 18 миллионов рублей.
Между тем, сменивший Мотошкина Баир Сариев был заключен под стражу в 2015 году. Чиновника подозревали в хищении бюджетных средств путем мошенничества. По предварительным данным, следствие заинтересовалось деятельностью Сариева после скандала с автотуристическим кластером «Байкальский».
Глава района и замминистра
В 2015 Андрей Самаринов добровольно покинул пост главы Тункинского района. Но следственный комитет выяснил, что он обманом похитил муниципальное имущество оздоровительных учреждений «Жемчужина» и «Нилова Пустынь». Ущерб 39 миллионов рублей. На имущество бывшего главы наложили арест. Сам экс-глава Тунки после домашнего ареста получил условный срок.
В 2018 году прямо из кабинета забрали Александра Лбова, заместителя министра природных ресурсов республики. Подозрение в хищении бюджетных средств - 2, 5 миллиона рублей на проектировании по очистке Селенги, так называемой нефтяной линзы. Процесс длился почти год, добавилось еще два дела. Когда подрядчик возместил ущерб и завершил работы, дело прекратили. Александра Лбова освободили из-под ареста и он покинул должность.
Мебельное дело
Бывшего завхоза наговицынского правительства Александра Сучкова сначала подозревали в нецелевом расходовании бюджетных денежных средств (ст. 285.1 УК РФ) на строительство гостевого дома в поселке Сотниково. Затем перевели из разряда подозреваемых в ранг обвиняемых. Его деятельность следствие определило как «преступную». Позже вскрылись и махинации с казенной мебелью, в которых также был обвинен Сучков.
- 5 апреля 2018 года приговором Советского районного суда Улан-Удэ Сучков Александр Алексеевич признан виновным в совершении преступления, предусмотренного ч. 3 ст. 160 УК РФ. Ему назначено наказание в виде лишения свободы на срок три года условно с испытательным сроком два года, - прокомментировали в пресс-службе Советского районного суда Улан-Удэ.
МЧС и домики сирот
Дмитрий Унагаев - замначальника ГУ МЧС России по Бурятии тоже забрали с рабочего места по подозрению в получении взятки в особо крупных размерах. По делу проходил вместе с бывшим коллегой Алексеем Думновым.
Сергей Рыбальченко, замминистра строительства республики в 2018 году был задержан за подпись на акте приема – передачи так называемых «домиков для сирот». Рыбальченко заподозрили в превышении должностных полномочий. Проходящего по этому делу бывшего главу Иволгинского района Бимбу Дымбрылова поместили под домашний арест. В этом году в СИЗО побывал и глава Заиграевского района.