В редакцию «Информ Полиса» пришло письмо от 84-летней жительницы Улан-Удэ. В нём пенсионерка вкратце рассказала свою печальную историю: она совершенно одинока, к тому же прикована к постели, нуждается в медицинской помощи и ежедневном уходе. Ухаживает же за ней только неравнодушная соседка.
Эта история показалась нам грустной и интересной одновременно, и мы отправились в гости к одинокой жительнице нашего города.
«С кровати подняться не могу»
Галина Иннокентьевна Янькова проживает в скромной «однушке» большую часть своей жизни. 40 лет своей жизни женщина отдала школе – преподавала детям русский язык, литературу, основы философии и семейного воспитания. Своих же детей у Галины Иннокентьевны нет.
- В браке не состояла, детьми не обзавелась, прожила одиноко свою жизнь, – говорит она. – Из родственников у меня были брат и сестра, но они умерли. Племянники поразъехались – кто в Санкт-Петербург, кто в Израиль, и от них даже писем нет. Это самые близкие родственники. Я никому не нужна. Сейчас такое время, когда и мамы родные детям ненужными становятся, а тут тётка.
Сегодня семья Галины Иннокентьевны – это пять кошек и четыре котёнка, с которыми пенсионерка и проводит весь день.
У нашей героини давно были проблемы с ногами, она ходила при помощи трости, но в феврале этого года произошло большое несчастье – Галина Иннокентьевна неудачно упала и сломала шейку бедра. С этих пор пенсионерка прикована к постели. Она может лежать, сидеть, а любое другое движение приносит нестерпимую боль.
- Когда я сломала шейку бедра, меня увезли на «скорой» в больницу, там должны были сделать операцию. И тут как раз в палате умерла женщина моложе меня на 20 лет. Ей сделали операцию, а на второй день она умерла. Я, честно сказать, побоялась и отказалась от операции. Теперь прикована к кровати и не могу ходить. Раньше сама ходила в магазин, сама себя обеспечивала, - говорит она.
Далее Галина Иннокентьевна перечислила врачей, помощь которых ей необходима сегодня: отоларинголог, стоматолог, офтальмолог, эндокринолог и, самое главное, травматолог.
- У меня ненормальности быта, в квартире давно не белено, сама себя обслужить не могу. Ванная и туалет в своей же квартире для меня в настоящий момент недосягаемы, - вздыхает пенсионерка. – Я обращалась в соцзащиту, они приходили ко мне, предлагали жить в пансионате для престарелых, но я не хочу, потому что умру от тоски в незнакомом для меня месте. Мне нужна сиделка или домработница, которая приходила бы часов в 12 и могла бы что-то здесь у меня сделать. Мне нужно в больницу. Из больницы звонят и говорят, что вы должны найти социальное такси, которое увезёт меня в поликлинику, где мне сделают рентген больной ноги. А у этого такси нет носильщиков, нужно будет как-то самой выйти, забраться в машину и потом самой из неё выбраться, а я даже с кровати подняться не могу.
Неравнодушная соседка
К счастью, мир для Галины Яньковой оказался не без добрых людей. В самом начале, когда она оказалась обездвижена, на помощь пришла соседка Ольга.
Ольга живёт в квартире напротив. Она и Галина Иннокентьевна – старейшие жители этого дома, живущие здесь с конца 70-х годов. Ольга выросла на глазах Галины Иннокентьевны, их мамы дружили между собой. Сегодня женщина единственная, кто не остался в стороне и трепетно относится к своей соседке, хотя у самой семья и работа шесть дней в неделю.
- Я просто чисто по-соседски помогаю. Мы же соседи уже больше 40 лет. Галина Иннокентьевна давно ходила к нам в гости. Когда у меня родители умерли, она приходила помочь, - рассказывает Ольга. - Когда она упала, в домофон позвонили ребятишки и сказали: у вас соседка упала. Вызвали «скорую», её увезли. Сразу не спросили, в какую больницу отвезут, на следующий день нашли. После работы я поехала в больницу, привезла что надо.
Ольга работает поваром с семи утра до семи вечера. Она оказалась женщиной скромной, потому не стала называть свою фамилию и отказалась от фото для нашей публикации. Возможно, женщина недооценивает, какое доброе дело она делает каждый день. По утрам она заносит соседке завтрак и обед, а вечером, вернувшись с работы, готовит ужин.
Галина Иннокентьевна же лишь разводит руками и не понимает, за что получила такое наказание от судьбы, ведь сама всегда спешила людям на помощь, а сегодня на девятом десятке лет от неё отвернулись практически все.
- Вот в этом же доме живёт женщина, которой было трудно 18 лет назад. Я её не знала. Она шла мне навстречу и рассказала, что голодает вместе с больным сыном. Я привела её к себе, у меня были мука, дрожжи и даже ливерная колбаса. Она настряпала себе и унесла, ещё я ей дала 200 рублей в придачу. В соседнем доме жила женщина моложе меня, которой негде было жить. В итоге она полгода жила у меня и судилась со своей сестрой из-за квартиры. Я с больной ногой ходила на суды как свидетель и сделала всё, чтобы она отсудила эту квартиру. И ни та, ни другая не приходят ко мне сейчас, когда я нуждаюсь в помощи. Прожив жизнь, я понимаю, что миром правит эгоизм, - с трудом сдерживая слёзы, говорит Галина Иннокентьевна.
Отказалась от помощи
Как оказалось, в Министерстве социальной защиты населения Бурятии о проблемах Галины Яньковой знают и даже предлагали ей соответствующую помощь.
- Мы предлагали оформить её в пансионат для престарелых, но она категорически отказалась. Тогда мы предложили ей социальное обслуживание, социального работника. У неё высокий уровень дохода, поэтому социальное обслуживание на дому ей предлагалось платно, но расценки там не такие высокие. По законодательству на государственном обеспечении только малоимущие граждане, а Галина Иннокентьевна не относится к таковым. К ней приезжали специалисты комплексного центра «Доверие», при котором открыто ведение социального обслуживания на дому. Специалисты её проконсультировали, она согласилась, выбрала пакет необходимых ей услуг, получилась незначительная сумма, её всё устроило. К ней пришёл соцработник, она познакомилась с ним. Но через два дня мне позвонили и сказали, что она отказалась. Тогда ей предложили обратиться в частную организацию. Что было дальше, нам неизвестно, - сообщила пресс-секретарь министерства Мария Ивайловская.
В министерстве уточнили и про социальное такси, отметив, что носильщика там действительно нет, поскольку его услуги не оплачиваются. Поэтому пенсионерке понадобятся коляска и помощь посторонних людей, чтобы забраться в машину и после выбраться из неё.
- Ей желательно пройти какую-то реабилитацию, потому что сломанная шейка бедра – не приговор, ведь после реабилитации люди ходят самостоятельно. Насколько я знаю, Галине Иннокентьевне предлагали операцию, но её что-то смутило и она отказалась, - говорит Мария Ивайловская.