цирк
11096
1

Аягма Цыбенова: «Цирк дал мне всё – и работу, и любовь»

«Гуттаперчевая девочка» из Бурятии о страхах, предрассудках и пути к мечте

Фото: архив семьи Дашепиловых

Артисты всемирно известного цирка «Дю Солей», как и многие другие, сейчас переживают непростые времена. На время пандемии домой вернулись и наши артисты – супруги Марат Дашепилов и Аягма Цыбенова с дочкой Ляйсан. В интервью «Информ Полису» Аягма рассказала о своём пути в «Дю Солей», о путешествиях и встречах со звёздами. 

«Думала, что пришла на кружок и прошла отбор»

Я появилась на свет в обычной семье в 1989 году. Мой папа Даши Цымжитович Цыбенов из Агинского района, мама Марина Цыбикдоржиевна Цыбенова – из Бичурского. За два года до моего рождения родители переехали в Улан-Удэ, папа трудился на заводе в Загорске, мама – электромехаником. 

Ещё в детском саду родители записали меня в танцевальный кружок. Но однажды, когда мне было семь, папа увидел по телевизору «бегущую строку» о наборе в цирковую школу-студию. Он забрал меня с уроков и повёл на кастинг. Я была маленькой и ничего не понимала, думала, что пришла на обычный танцевальный кружок, и так прошла все три отборочных тура (смеётся). 

Но был момент, когда я хотела уйти. На отборе говорили, что если кто-то раньше ломал ноги или руки, то их не допустят. А я помнила, что ломала руку в деревне, и сказала об этом родителям, выйдя из шеренги. Они ответили: «Тихо! Молчи и иди обратно!» И я умолчала о своём переломе. На третьем туре монгольский тренер резко «загнула» меня в обратную сторону – ногами к голове, которая при этом находилась на полу! Я такое никогда не делала, поэтому ничего не успела понять и даже не заплакала. Так она проверяла меня на гибкость. В итоге она сказала, чтобы с завтрашнего дня я приходила на тренировки. 

«Первую зарплату выдали в 12 лет»

Осознанный интерес к цирку появился, когда у меня начало что-то получаться. Конечно, были трудности. Так, мы тренировались в Бурятском драмтеатре, а жила я в посёлке Восточный – ехать далеко, плюс каждый день меня нужно было возить, тратиться на проезд, нужно было покупать хотя бы пирожок или булочку, когда проголодаешься. Мои родители сделали большой вклад в моё становление, ведь без ежедневных тренировок ничего не добьёшься. Вскоре возить меня на тренировки начала старшая сестра. Она ждала меня по три-четыре часа. Ни у кого в семье не возникало мысли, что это слишком накладно и хлопотно. В то время сложно было всем, не только нашей семье. Я очень благодарна родителям и сестре за их усилия и веру в меня. 

Лет в девять я уже выступала перед зрителями. Первые гастроли были по районам. Самая первая поездка – в Еравнинский район. Затем мы два года гастролировали по России, ездили на зарубежные фестивали в Италию, Китай, завоевали «золото» в Китае и Монте-Карло, на Дельфийских играх. Конечно, со школой из-за этого были трудности. Мы меняли школы, как только начинались уроки со второй смены. Не все учителя относились с пониманием к моим тренировкам, потому что тогда никто не знал, что будет такой успех. 

После цирковой школы-студии с 2001 года мы уже работали в Государственном цирке Бурятии. У меня появились трудовая книжка и официальная зарплата. Первую зарплату мне выдали в 12 лет. До этого мы получали с каждого выступления. 

«Есть мнение, что мужу и жене лучше не работать вместе»

На зарубежных фестивалях нас заметил цирк «Дю Солей». Но когда оттуда поступило приглашение, у нас уже был контракт в Южной Америке, от которого мы не могли отказаться. Так что мой путь в знаменитый цирк был довольно долгим и непростым. Это сейчас можно подать заявку онлайн, прислав видео своего выступления. А тогда мы ездили на фестивали, куда также съезжались различные цирковые компании. Первый контракт с «Дю Солей» мы заключили в 2010 году. 

Цирк для меня – это вся моя жизнь. Он дал мне всё, что у меня есть – и работу, и любовь. Да, небольшой страх есть перед каждым выступлением, сколько бы мы ни выступали. Сломать что-то, получить какую-либо травму я уже не боюсь, так как контролирую каждое своё движение. Больше боюсь за мужа, когда он выступает. Иногда даже думаю: «Лучше бы самой выступить, чем смотреть, как рискует он!». Смотрю с замиранием сердца. 

С Маратом мы знакомы с семи-восьми лет. Мы выросли вместе, нас всегда связывали работа и дружба – для нас обоих цирк всегда был на первом месте. Много лет Марат ждал меня с гастролей, и в 2006 году мы начали встречаться. Он всегда очень заботлив, что для меня главное. 

Есть мнение, что мужу и жене лучше не работать вместе. Это предрассудки. По крайней мере, у нас всё по-другому. Нам нравится, что мы всегда вместе, хоть и не выступаем в одном номере. Ведь многие пары трудятся на разных работах и видятся только по вечерам, а мы видим успехи друг друга и всегда можем поддержать любимого человека перед выступлением. Это здорово. 

«Цирковые – непривередливый народ»

Мне очень запомнилась поездка в Канаду из-за её необыкновенных пейзажей. В Японии понравились люди и их культура, это очень терпеливые люди, у которых многому можно поучиться. Но мне сложно сказать, в какой стране понравилось больше и где бы я хотела остаться, ведь мы, артисты, быстро привыкаем к любым условиям жизни. Цирковые – непривередливый народ. 

Однако всегда, находясь в другой стране, я невольно сравниваю её с Россией, Бурятией. Во-первых, скучаю по родным, с которыми мы поддерживаем связь по скайпу. Во-вторых, тоскую по просторам республики. По сравнению с Японией и условиями, в которых мы там жили, их маленькими тесными квартирками, наши «однушки» - это просто роскошь (смеётся). 

Что касается людей, они везде разные, но даже звёзды в жизни очень просты. Многие известные люди приходят к нам в цирк, проходят за кулисы, общаются с нами. И если раньше ты их видел на ковровой дорожке, то в цирке это обычные люди – кто-то низенький, кто-то пухленький, у кого-то морщин, оказывается, больше, чем на фото. Когда общаешься с ними, понимаешь: они звёзды только потому, что очень трудолюбивы и много времени тратят на работу. 

«Пандемия – небольшая передышка»

Так как я в своей профессии с самого детства, мне не доводилось размышлять, кем бы я стала, если бы не цирк. Нет, я ни о чём не жалею. Конечно, бывает, устаю, как и люди на любой другой работе – в неделю у нас от семи до десяти выступлений, один день мы отдыхаем. Выходной провожу либо в СПА-салоне, либо просто сижу дома. К такому ритму жизни мы привыкли. Жаль только, что с подругами мы общаемся по Интернету. Зато у меня есть мои партнёрши - Имин Цыдендамбаева и Баярма Зодбоева, с которыми мы работаем вместе уже больше 20 лет. Они мне и коллеги, и подруги, и сёстры. 

Нашей с Маратом дочке Ляйсан сейчас пять месяцев. Последние шесть лет мы работали в режиме нон-стоп, поэтому отпуск по уходу за ребёнком стал для меня передышкой. Всё моё внимание сегодня сконцентрировано на малышке. Моя кожа отдыхает от мейкапа, не говоря уже о мышцах. В ближайшее время работы не будет, и я позволяю себе отдохнуть. Иногда разминаюсь, сажусь на шпагат. Ближе к Новому году начну тренироваться более усердно. 

За лето в Бурятии нам пока не удалось никуда съездить, даже на Байкал. До этого мы были в Майами, поэтому здесь для нас вода и ветер всё равно кажутся холоднее. С ребёнком не хотелось рисковать. Марат сейчас проводит мастер-классы в Бурятском цирке. Наш следующий пункт по тру-плану – это Австралия. Когда пандемия, дай бог, закончится, мы отправимся туда. 

«Мы с одной земли и одной профессии» 

По словам Марата Дашепилова, воздушного акробата цирка «Дю Солей», время, которое они с супругой проводят в Бурятии, стало для них передышкой. Марат проводит мастер-классы в Бурятском цирке, на которых делится с артистами накопленным опытом. 

- Несмотря на сложности, которые мы, как и все, сегодня испытываем, это лето стало для нас передышкой. И мы рады провести его на родной земле, - говорит артист. 

Марат и Аягма – одна из немногих пар в цирке, которым повезло работать вместе. Для них, как для артистов особого вида искусства, взаимная поддержка особенно важна. 

- Не представляю себе, что бы мы делали, если бы работали не вместе, как многие наши коллеги - супружеские пары. Они трудятся в разных шоу и встречаются только в отпусках и на выходных, ждут друг друга месяцами с гастролей, - говорит Марат. - Наша работа связана с риском, и всегда есть вероятность, что что-то может пойти не так. Многие мои коллеги звонят своим супругам сразу после выступления и говорят: «Выступил, всё в порядке». К счастью, мы с Аягмой в любую секунду готовы поддержать друг друга. И в работе, и в жизни Аягма понимает меня полностью, потому что мы с одной земли и одной профессии. 

Справка infpol.ru
Аягма Цыбенова – одна из «гуттаперчевых девушек»Бурятии, артистка цирка «Дю Солей» (Сirque Du Soleil, Цирк Солнца), заслуженная артистка Республики Бурятия, лауреат Государственной̆ премии Республики Бурятия 2000 года.

Автор: Валерия Бальжиева

Подписывайтесь

Получайте свежие новости в мессенджерах и соцсетях