В конце 2017 года прежний премьер-министр страны Дмитрий Медведев подписал постановление «О предельных значениях уровня воды в Байкале в 2018-2020 годах». На «понижение» в Москве пошли для того, чтобы в условиях сложившегося маловодья обеспечить водой жителей соседнего Приангарья.
- Установлены дифференцированные максимальный (457,85 метра) и минимальный (455,54) уровни воды в озере Байкал в зависимости от условий водности – нормальной, экстремально высокой и экстремально низкой. Это позволит избежать угрозы чрезвычайной ситуации и обеспечить водо-, тепло- и энергоснабжение населения и объектов экономики и социальной сферы, расположенных в нижнем бьефе Иркутского гидроузла, – отмечалось в документе.
До этого в СМИ несколько месяцев велась бурная дискуссия вокруг Иркутской ГЭС, которая, по мнению специалистов, продолжает «выжимать» священное озеро. Ежесекундно через гидроэлектростанцию на Ангаре проходит 1300 кубометров воды, что в два с половиной раза больше, чем приносит главный приток Байкала – Селенга. Представители «Гринпис» и международной коалиции «Реки без границ», да и простые жители Бурятии заявляли: «жемчужину Сибири», по сути, превратили в регулируемое водохранилище.
А в середине августа на сайте regulation.gov.ru опубликовали новый проект постановления «О максимальных и минимальных значениях уровня воды в Байкале», в котором опять предлагают расширить диапазон предельных значений уровня воды в озере «для условий различной водности». Правда, уже не на какой-то определённый срок, а «на постоянной основе». Отмечается, что принятие документа «не потребует дополнительного финансирования из федерального бюджета», «позволит обеспечить условия нормальной жизнедеятельности в период затяжного маловодья в байкальском регионе, а также безопасность населения и объектов экономики при пропуске паводков редкой повторяемости».
- Опыт регулирования уровня Байкала показал, что в маловодный период 2014-2018 годов озеро было сработано ниже минимального уровня в 456 метров ТО в четырёх годах на глубину 10-29 сантиметров. То есть для водообеспечения населения и объектов экономики в нижнем бьефе Иркутского гидроузла потребовалось от 3,0 до 9,1 км3 водных ресурсов, превышающих годовой приток в Байкал, – подчёркивают авторы инициативы. – При этом негативных последствий для его экологической системы и объектов, расположенных на берегах, не зафиксировано.
«Будут наполнять и спускать как заблагорассудится»
Активисты из Бурятии настроены не столь оптимистично. К примеру, председатель региональной общественной организации «Буряад Соёл» Солбон Санжиев охарактеризовал эту инициативу как «тихую смерть». И заодно рассказал, чем она чревата.
- С подачи энергетиков предлагается расширить диапазон колебания уровня воды в Байкале до 2 метров 31 сантиметра (от 455,54 до 457,85 метра – прим. авт.) навсегда. То есть наполнять и спускать озеро они будут в зависимости от своих производственных нужд – как заблагорассудится. В 1983-1995 годах энергетики неуклонно форсировали его уровень до максимально возможных отметок, которые к тому же накладывались на период осенних штормов. Результатом стала эрозия берегов, размыв островных гряд, подтопление прибрежных территорий, уничтожение нагульных водоёмов для молоди селенгинской и северобайкальской рас омуля, – пишет Санжиев на своей странице в Facebook.
Повышение уровня Байкала, по его словам, привело к размыву внешней части дельты Селенги, являющейся водно-болотным угодьем международного значения. А ещё это важнейший буфер, защищающий «жемчужину Сибири» от поступления загрязняющих веществ.
- Угроза затопления и подтопления нависла над посёлками Корсаково, Максимиха, Сухая, Энхалук, Оймур, Красный Яр, Жилино, Мурзино, Исток, Посольское, Боярский, где в итоге перенесли более 300 дворов. В зону возможного разрушения попали десятки километров железных и автомобильных дорог, линий связи, множество портов и причалов. Вы это забыли? Хотите, чтобы повторилось? – задаётся вопросом активист. – Вместо того, чтобы провести водохозяйственное исследование, чиновники из Росводресурсов и Минприроды России практически полностью игнорируют критерии благополучия экосистемы Байкала, но зато учитывают потребности и «хотелки» всех водопользователей.
Ухудшение водоснабжения и торфяные пожары
К этому вопросу уже подключился глава республики. Известный журналист из Бурятии Маргарита Морозова разместила в соцсетях письмо Алексея Цыденова, адресованное министру природных ресурсов России Дмитрию Кобылкину. Он просит руководителя федерального ведомства предоставить правительству региона «всю документацию с обоснованием и проектом регулирования», предложенными Росводресурсами. И приостановить дальнейшую разработку постановления «до детального обсуждения».
Власти республики хотят подробнее узнать о мерах «по обеспечению экологического здоровья Байкала и благополучия населения на его берегах». А ещё – обсудить всё с правительством соседнего Приангарья и самими энергетиками и подключить к обсуждению экологов.
- Частые подъёмы уровня озера до высоких отметок приводят к интенсивному разрушению его берегов и затоплению прибрежных территорий, поскольку большая часть побережья Байкала имеет пологий склон. Экстремальное маловодье также может создать существенные проблемы, включая ухудшение водоснабжения прибрежных территорий, торфяные пожары на болотах дельты Селенги, сокращение рыбных запасов и ухудшение условий для промысла. Подобные последствия наблюдались в 2014-2017 годах, – напоминает Цыденов.
«Выводит экосистему из равновесия»
То, что предложение «слить» священное озеро негативно отразится на всей его экосистеме, подтверждает и известный российский геолог и эколог Евгений Кислов.
- Нет никакого научного обоснования такому увеличению диапазона уровня Байкала. Предлагаемый диапазон значительно превышает природный, – пояснил учёный infpol.ru. – Повышение уровня озера ведёт к затоплению сельхозугодий и населённых пунктов. Затапливаются косы, соры, в которых нагуливается молодь рыб, становятся глубже и холоднее. Молодь плохо развивается и поедается взрослыми рыбами. Под угрозой – краснокнижные осетр, таймень и белый хариус.
А при понижении вода уходит из колодцев и скважин, говорит Евгений Кислов.
- Высыхают сельхозугодья, начинаются торфяные пожары. Соры мелеют, заболачиваются, высыхают, что также препятствует нагулу молоди. Регулируемые максимуму и минимумы противоположны природным, что выводит экосистему Байкала из равновесия, – подчеркнул он.
В соцсетях жителей Бурятии призывают проголосовать против документа – для этого нужно зарегистрироваться на сайте и поставить «дизлайк» (красная кнопка в верхнем левом углу). Это сделали уже 205 пользователей. «За» выступил только один. Времени осталось не так уже и много – всего два дня. В среду, 16 сентября, общественное обсуждение постановления завершится.