В начале прошлого века произошёл самый настоящий автомобильный бум благодаря внедрению конвейерного производства. Однако безопасность производимого транспорта была заметно ниже, чем в нынешнее время, и на помощь пришли так называемые краш-тесты.
Фото манекенов взято с oilberg.ru
С чего всё начиналось
Первыми испытуемыми в краш-тестах считаются трупы людей: их использовали в первой половине двадцатого века, однако вскоре решили отказаться от этой идеи из-за её не гуманности.
Первыми же живыми «подопытными крысами» стали животные. По размерам и строению организма на человека довольно похожи свиньи, поэтому в основном эксперименты проводили на них, а также на кроликах и собаках. Впрочем, здесь уже тревогу забили экологи: подобные испытания были признаны жестоким обращением с животными, и они оказались под запретом.
Непродолжительное время, пока ещё не был разработан подходящий пластиковый аналог человека, в экспериментах принимали участие и сами люди. Объявления на подобные мероприятия можно было встретить в Германии в 70-е годы прошлого века, причём, как ни странно, находились добровольцы на верную гибель.
Эволюция манекенов
Наконец, тестировщики транспортных средств смогли найти баланс между гуманностью и качеством проверки агрегатов. Так, Sierra Sam вошёл в историю как первый манекен, использованный в краш-тесте.
Интересно, что задачу перед «Сэмом» сразу поставили непростую: необходимо было протестировать реактивную дрезину, которая по задумке автоконструкторов должна была побить рекорд скорости того времени — 1017 км/ч.
Первый манекен уже был похож на человека, однако со временем он совершенствовался. Помимо использования современных технологий при сборке манекенов, пересматриваются и сами их типы. Например, создаются отдельные виды манекенов, имитирующие людей с избыточным весом, детей, пожилых людей.
При этом сходство не заканчивается внешними габаритами. Например, если требуется провести тест для пожилых пассажиров, то манекены используются специально с пластиковыми рёбрами, хотя их стандартная основа — алюминий и сталь. Это связано с тем, что с возрастом кости становятся мягче, и за счёт прочности материалов конструкторы пытаются максимально приблизить условия аварии к реальности.
Манекены обычно имеют виниловую «кожу», а также подвижные суставы; помимо этого, они оснащены большим количеством датчиков. Всё это помогает максимально учесть влияние аварии на различные части организма человека.
Будущее краш-тестов
Одна из главных проблем, с которой сталкиваются конструкторы после краш-тестов, — необходимость восстановления манекенов или даже их замена; всё это требует немалых затрат времени и ресурсов. В качестве потенциальной замены манекенов рассматривается компьютерное моделирование.
Если раньше для подобных экспериментов требовалось некое тело, живое или нет, то в будущем ожидается, что краш-тесты станут своего рода компьютерной программой, которая с большей точностью сможет оценить все риски для пассажиров при потенциальной аварии.
Однако каким бы ни был будущий манекен для краш-тестов — реальным или виртуальным, со своей главной задачей он справляется замечательно: риск гибели в автокатастрофе за время испытаний на манекенах снизился примерно в 15 раз.