Общество
2072

«Здесь стояло село Ельцово»

Потомки ветеранов из разрушенного села вспомнили о его уроженцах-ветеранах и рассказали, как Ельцово пережило войну

Фото: Евгений Коноплев

Сегодня на месте когда-то богатого села Ельцово стоит только памятник с именами ушедших на фронт мужчин. Да и тот установили здесь год назад. Автор памятника Ирина Залуцкая, внучка участника войны, восстанавливала имена и места гибели солдат-земляков. И уже оттуда привезли 12 капсул с землей, взятой с мест захоронений погибших воинов, и заложили их в основание памятника.

Тех, кто застал Ельцово, разрушенное еще полвека назад, сегодня единицы. Но нам удалось встретиться с потомками героев-ельцовцев, которые застали живых участников войны и вспомнили, каким было село в военные годы.

Памятник в чистом поле 

На памятнике, воздвигнутом на поляне у обочины трассы Улан-Удэ — Турунтаево — Курумкан — Улюнхан, между сёлами Батурино и Зырянск, увековечено 52 имени. Это имена людей, ушедших из Ельцово на фронт. Семнадцать из них с войны не вернулись. 

Если говорить про само село, то основано оно довольно давно. Первые упоминания о нём появляются ещё в списке населённых пунктов Прибайкалья, автором которого стал академик Герхард Миллер во время своей экспедиции в 1735 году. По его сведениям, Ельцово появилось на месте деревушки Батранина, находившейся вблизи села Батурино.

В 1940 году, когда был образован Прибайкальский район, в сёлах Ангыр и Ельцово насчитывалось в общей сложности 115 домов и чуть больше 500 жителей. В 70-е же годы прошлого века во время осуществления реформы укрепления сельхозпредприятий жителей Ельцово расселили по другим сёлам района. 

Сегодня о нём, наверное, никто бы и не знал, если бы не неравнодушная жительница Улан-Удэ Ирина Залуцкая, отец которой Владимир Степанович Залуцкий был уроженцем этого села. Она же и стала инициатором установки памятника на месте разрушенного села. 

- Я слышала в детстве рассказы мамы о том, как их мать, то есть моя бабушка, уходила на целый день на лесозаготовку, оставляя детей на старших, как все хозяйственные заботы ложились на детей, как в военные годы после заморозков и засухи был плохой урожай и как всё время хотелось есть. Во время войны дедушка по маминой линии был медбратом в тыловом госпитале, а дядя служил в Китае. Оба умерли в 60-х годах, поэтому их имена, как и некоторых других, не были указаны на памятнике в родном селе Кика Прибайкальского района, откуда я родом, - рассказала Ирина Залуцкая. 

Исправить это удалось лишь в 2017 году. Тогда в селе Кика установили ещё одну дополнительную плиту с именами шестнадцати участников войны, двенадцать из которых удалось восстановить путём проведённой поисковой работы. 

- Я до сих пор не знаю, где именно погиб мой дед по отцу. А от родины отца – села Ельцово – осталось только чистое поле. Решение же увековечить имя деда, его братьев, да и всех земляков было принято в результате долгих поисков и размышлений, как вернуть его домой. После того как была установлена дополнительная плита с именами кикинцев, пришла идея поставить памятник и в Ельцово, - говорит Ирина Залуцкая. 

Колоссальная работа

Чтобы воплотить свою идею в жизнь, Ирина Залуцкая подготовила обращение в разные инстанции, а также к уроженцам Ельцово, которых судьба развела по районам Бурятии. Администрация Прибайкальского района выделила земельный участок под мемориал. Летом 2018 года провели его межевание, подготовили документы для постановки участка на кадастровый учёт. При поддержке настоятельницы Батуринского Сретенского монастыря матушки Ники иереем Василием Селецким это место освятили, как позже и сам мемориал.

Интересно, что Ирину Залуцкую услышали потомки ветеранов и уроженцев Ельцово и стали активно собирать деньги на сам памятник. 

- За полтора года удалось реализовать большой проект. На плитах памятника увековечены имена 52 уроженцев села Ельцово, 17 из которых домой не вернулись. Четверо наших земляков были награждены орденом Красной Звезды, трое – орденом Славы III степени, четверо – орденом Отечественной войны I степени, двенадцать – орденом Отечественной войны II степени. Уроженцы Ельцово были удостоены медалей «За боевые заслуги», «За отвагу», «За доблестный труд в Великой Отечественной войне», «За взятие Будапешта», «За взятие Берлина», «За Победу над Германией», «За Победу над Японией», многочисленных благодарственных писем от Верховного главнокомандующего, - рассказала Ирина Залуцкая.

Двенадцать капсул с землёй

Торжественное открытие мемориала состоялось год назад. В основание памятника заложили 12 капсул с землёй с полей сражений за Москву, Смоленск, Сталинград, Осташков, Ржев, Калинин, Беларусь, Латвию. Именно в этих боях погибли уроженцы Ельцово. Кроме этого, представители старшего поколения заложили в мемориал капсулу времени с посланием потомкам в 2045 год – год 100-летия Победы.

Чемпион по велоспорту СССР Леонид Петрович Ельцов, родившийся в Ельцово, на личные средства установил на обочине трассы табличку с надписью «Здесь стояло село Ельцово».

- На протяжении всего времени работы над установкой мемориала нам помогали жители Бурятии и Иркутской области, а также центральной части России и ближнего зарубежья. Это дети и внуки победителей, главы поселений и административные работники, редакторы и дизайнеры, инженеры и строители, поисковики и библиотекари, водители большегрузов и предприниматели, руководители предприятий, депутаты и их помощники, режиссёры и продюсеры, тосовцы и простые граждане. Наш проект важен тем, что восстановлена память о героях, чья кровь течёт в наших жилах, о земляках, кто дышал тем же воздухом, которым сейчас дышим мы, о наших родных и близких, ценой своих жизней завоевавших Великую Победу! Я безмерно благодарна своему деду Степану Степановичу Залуцкому за всё, что он сделал для своей родины, и за то, что удалось сделать в память о нём! Он – не без вести пропавший, ведь его помнят и теперь о нём многие знают! Я благодарю людей, которые помогли воплотить в жизнь идею увековечения памяти о земляках и родине предков, каждого, кто оказал поддержку и кто своими руками построил памятник, - поведала Ирина Залуцкая. 

26 грамот от Сталина

Семён Васильевич Андропов знает о Ельцово немного, но жил в соседях с участником войны. Работал Семён Васильевич учителем в соседнем Батурино, куда в школу пешком приходили и ельцовские дети. 

- В Ельцово был хороший магазин, при мне две улицы было – к лесу одна, другая вдоль трассы. С краю, помню, жил дедушка Плеханов, деревянные кадки под воду делал. Вежливый старик был, - вспоминает Семён Васильевич. – Знал я и Владимира Плеханова. Он был кавалером двух орденов «За отвагу», жил в Ельцово, потом переехал в Батурино и жил у меня в соседях. Работал Плеханов шофёром в колхозе. Самое интересное, что про награды свои он никому не говорил. А я тогда этим всем интересовался, и мне рассказал о его наградах другой учитель. Тогда я пришёл к Плеханову, и он показал мне 26 грамот от Верховного главнокомандующего, то есть от Сталина, и справку на вручение медали «За взятие Бухареста».

«Я его не отпускала»

Галина Петровна Седунова – уроженка села Ельцово. На фронте у неё погиб дядя, воевал отец. О первых днях войны и о том, как жило село, пока его мужи были на войне, она помнит так, словно это было вчера.

- Когда отец ушёл на фронт, мне было четыре года, - вспоминает она. – Помню, как провожали его. У меня была с ним большая связь, которая сохранилась до самой его смерти и даже после. Ему надо было бежать, а я его  долго не отпускала. Он уже запрыгнул в телегу, она поехала, а я за ней бежала и кричала. Этот момент я очень хорошо запомнила. Помню, как он приходил в отпуск на несколько дней. Чем-то там отличился и его отпустили. Мама поехала встречать его у поезда, а он с попутчиком приехал раньше мамы домой. Мы сидели дома, на столе стояла капуста, двоюродный брат принёс семечки, и тут папа зашёл.

Пётр Седунов всю жизнь работал бухгалтером. В 1941 году его отправили на Восточный фронт, там перевели в особый отдел, где хранились все документы. 

- Он окончил три класса церковно-приходской школы и был очень грамотным, его грамота равнялась тогда уровню семи классов советской школы. До конца войны он работал в особом отделе, сохранял документацию. После войны отец до самой смерти работал в Турунтаевском райвоенкомате. А старший брат отца погиб в Белоруссии. Когда отец стал работать в военкомате,  он сумел найти сведения, кто и где погиб. Но точного адреса никто не знал. И вот когда Ирина Залуцкая занялась поиском всех документов, ей сказали, где в какой деревне он был похоронен и куда его перевезли потом. И вот только недавно мы получили эту землю, скоро будем закладывать капсулу с этой землёй к памятнику. Ещё с Украины привезли землю, а Ирина ждёт землю с места гибели своего деда, - сообщила Галина Петровна.

Пётр Седунов вернулся домой только ближе к концу 1945 года.

- Он же был в особом отделе, их никуда не отпускали, получается, у него не было возможности привезти нам что-то. И он привёз нам японские галеты, вкус которых я до сих пор помню, и кругленькие конфеты с пузырьками. Ещё солдатское покрывало, кусок которого до сих пор у меня есть, - говорит дочь фронтовика. 

От голода не страдали 

Галина Седунова вспоминает, что в Ельцово во время войны дети не ощущали никаких трудностей, не страдали от голода и не дёргали маму за подол платья с просьбой что-то дать. В первый год войны ещё спасались какими-то запасами, а после основной пищей стала картошка. 

- Сажали картошку, в пять лет я поливала овощи, таскала воду и отсюда повредила позвоночник, потому что маленькими вёдрами таскать было лень. Речка была маленькая, чистая, сейчас её нет, вот из неё и носили воду домой, - вспоминает пенсионерка. – Но основной едой была картошка, в основном мелкая. Варили кожуру и ели, а картошку сохраняли, потому что её ещё и посадить надо было. Помню, как-то цыгане к нам во двор зашли, с ними цыганята, такого же возраста, как я. Забежали прямо дом, и цыганёнок схватился за чугунок с кожурой. Ох, как я за него дралась, пока бабушка не вышла и не прогнала их. Это был примерно 1943 год. 

Мама Галины Петровны в то время трудилась в лесу. В те годы не разрешали валить тонкий лес, и женщины пилили толстые стволы деревьев, сваливали на сани и везли на конях в деревню. По воспоминаниям Галины Петровны, толщина бревна была даже больше длины пилы, которой приходилось распиливать заготовленные для дров деревья.

Чётко дочь фронтовика помнит и события мая 1945 года, когда объявили о завершении войны.

 - Когда объявили, что война закончилась, мы бежали босиком к школе, где было собрание. Я не помню, кто о чём там говорил, хоть и училась уже в первом классе. Но помню, как нас угощали обедом. Стоял большой котёл, а в нём мелкая картошка прямо в кожуре. Этим и угощали всех жителей села. Мы ели её так, словно это было что-то мясное, потому что почти все жители села уже забыли вкус этой картошки, - припомнила Галина Петровна.

Сегодня она удивляется тому факту, что в годы войны они не рвали крапиву, из которой можно было варить суп, не собирали маслята и шампиньоны, растущие под каждым забором, и даже не брали бруснику.

Из Ельцово семья Седуновых переехала в Турунтаево в 1948 году. Глава семьи уже надёжно устроился работать в военкомате, а потому забрал всю семью к себе. С тех пор Галина Седунова о жизни родного села практически ничего не знала. 

Автор: Антон Алексеев

Подписывайтесь

Получайте свежие новости в мессенджерах и соцсетях