Каким оказался период самоизоляции для телеком-отрасли, как в это время вели себя клиенты операторов, и чего им ждать в ближайшем будущем? Об этом и многом другом в нашем материале.
«Люди массово покидали мегаполисы и крупные города»
Когда люди внезапно оказались запертыми в своих домах и квартирах, многие не знали, чем занять время домоседства. Кто-то сутками зависал в интернете и смотрел сериалы, кто-то работал удалённо. Как рассказал на пресс-конференции для дальневосточных СМИ генеральный директор Tele2 Сергей Эмдин, в разгар пандемии люди распробовали новый, цифровой образ жизни.
– Это был непростой период: второй квартал стал провальным по всем основным показателям экономики как в стране, так и в мире – ВВП, розничная торговля, безработица и другое, – говорит Сергей Эмдин. – Сложным это время оказалось и для нашей отрасли, став своего рода вызовом для нас, поскольку, мы увидели резкий рост нагрузки на сети мобильной связи, в том числе в тех местах, где традиционно её не было – в сельской местности, дачных посёлках, малых населенных пунктах. То есть люди массово покидали мегаполисы и крупные города и уезжали за их пределы. Например, москвичи уезжали из столицы в малые населённые пункты Московской и соседних областей.
Аналогичный тренд в компании Tele2 зафиксировали и в других регионах. Более того, в период самоизоляции трафик стал расти ещё больше, чем в обычное, «допандемийное» время. И даже, когда пик эпидемии был пройден, рост не прекратился.
– При этом рост трафика, к сожалению, не сопровождался ростом выручки, где-то она даже падала, – говорит Сергей Эмдин. – К примеру, существенно сократился объем потребления наших бизнес-услуг, почти исчез международный роуминг. Вместе с тем такие нишевые до пандемии сервисы, как онлайн-медицина или онлайн-образование, получили глоток свежего воздуха.
В компании намерены вкладывать больше средств в поддержание качества услуг, ведь рост трафика продолжается. Но всё же залог успеха остаётся за простыми и выгодными продуктами для клиентов.
Что происходило в «Доме по другим правилам»?
Весной компания Теlе2 разработала уникальный проект для всех, кто находится в самоизоляции – «Дом по другим правилам». В стенах виртуального дома собрано всё самое интересное, полезное и актуальное: бесплатные подборки киноновинок, лекций и мастер-классов, онлайн-тренировки, рецепты известных шеф-поваров из популярных ресторанов и многое другое. Чтобы посетить дом, не нужно оформлять подписку, клиентом Tele2 быть тоже необязательно.
Однако время идёт, и постепенно в регионах снимают ограничения, вызванные пандемией. В некоторых субъектах открылись кафе и рестораны, заработали кинотеатры. Несмотря на то, что у людей больше нет необходимости сидеть дома, авторы проекта заявляют – «Дом по другим правилам» будет жить и принимать гостей.
– Несмотря на послабления в режиме самоизоляции, мы можем смело заявить, что такой виртуальный формат общения понравился пользователям и стал достойной альтернативой в условиях пандемии, – говорит Сергей Эмдин. – Планируем развивать проект дальше: коллекции материалов обновляются регулярно, появляется региональный контент.
В период неопределённости люди больше звонят друг другу
Во время пандемии значительно изменился трафик пользования мобильными услугами вокруг Байкала. С помощью технологии Big Data в компании Tele2 заметили, что активность клиентов стала выше.
– С началом самоизоляции резко возрос голосовой трафик, то есть люди стали больше звонить друг другу, в госорганы, - отмечает Сергей Эмдин. – Огромный всплеск голосового трафика мы увидели и после всех выступлений президента. Особенно после второго, которого все очень напряжённо ждали, поскольку было неясно, уходит страна на самоизоляцию или нет, надолго ли и так далее. И всплеск этот был больше традиционного новогоднего.
Говоря о техническом развитии сети в Бурятии, в компании уделили особое внимание доступности сети 4G в небольших населенных пунктах, рекреационных зонах и повышению качества мобильного интернета там, где вырос объем используемого трафика.
– С начала текущего года число объектов связи Tele2 с поддержкой 4G увеличилось на 23%. Высокоскоростной мобильный интернет стал доступен в Додо-Голе, Октябрьском, Байкальском прибое (туристическая зона о. Байкал), Амгаланте, Комсомольском, Ниловке (курорт Нилова Пустынь), Янчукане, Харлуне, Баянголе, Чикое, Усть-Муе, Речке Выдрино и Малиновке (федеральная автодорога «Байкал»), Ангое, Бурнашево, Куморе, Нижнем Жириме, Хуртаге (местность Хушун). Наш 4G-интернет появился и в районе природного памятника «Спящий лев» в Тарбагатайском районе, – рассказал журналистам Михаил Прахов, директор макрорегиона «Байкал и Дальний Восток» Tele2.
Кроме того, была увеличена емкость сети LTE во многих населенных пунктах республики: в Улан-Удэ, Кяхте, Гусиноозерске, Заиграево, Турунтаево, Закаменске, Выдрино, Кырене, Наушках, Жемчуге, Бандарине и ряде других. Результат – увеличение скорости передачи данных и еще более стабильное соединение.
Новые цифровые возможности и задачи
Без ложки дёгтя также не обошлось. Так, весной и летом этого года заметно активизировались кибермошенники. Увеличилось количество звонков клиентам от сомнительных организаций.
– Мы постоянно совершенствуем свои технологии борьбы со спамом, но и мошенники не стоят на месте, придумывая свои методы обхода технологий, – говорит гендиректор Tele2. – Безусловно, мы ведем работу по разработке решений, главное назначение которых – блокировка спам-звонков и подозрительных вызовов. При этом считаем, что чем больше участников рынка будут вовлечены в этот процесс, тем проще будет противостоять этой угрозе. В целом мы поддерживаем инициативы, направленные на защиту клиентов всех операторов от действий злоумышленников.
У Tele2 есть своя эффективная антифрод-платформа для защиты клиентов коммерческих банков от мошенничеств с использованием социальной инженерии. Решение было запущено в начале 2020 года. Оператор успешно протестировал новую антифрод-платформу совместно с банком «Тинькофф». Сейчас платформа тестируется еще с рядом крупных банков и ведутся переговоры о поставке им цифрового решения.
Также в период пандемии Tele2 в партнерстве с компаниями-лидерами из смежных отраслей стала за считанные дни выводить новые актуальные продукты на рынок, тогда как в обычное время на это требовалось несколько месяцев. Например, во время карантина услуга по доставке SIM-карт совместно с «Яндекс.Такси» была запущена всего за три дня, два из которых были выходными.
Теперь приобрести SIM-карту Tele2 стало проще простого. Клиент может заказать ее на сайте оператора с доставкой через сервис «Яндекс.Такси», а зарегистрировать самостоятельно – в мобильном приложении на смартфоне.
Пришлись кстати на самоизоляции и новые салоны Tele2 цифрового формата, где по умолчанию созданы условия для соблюдения социального дистанцирования и самообслуживания. Один из digital-салонов недавно открылся в Улан-Удэ на Арбате, в планах – открытие дополнительного салона до конца года.