2020-й примечателен не только пандемией коронавируса, кризисом и обвалом экономики. Большую активность стали проявлять разного рода мошенники. Так, все чаще телефонные аферисты начали посягать на деньги и так пострадавших людей. И если раньше они просто списывали средства со счетов доверчивых людей, то теперь научились оформлять на своих жертв кредиты на заоблачные суммы.
Какие уловки они используют и как распознать, что тебя пытаются обвести вокруг пальца?
Ночной звонок
На удочку мошенников попался Баир (имя изменено. - Прим. авт.), родственник председателя Федерации этноспорта Бурятии Алексея Гыргенова. Аферисты сумели оформить на Баира кредит без его присутствия, используя только телефон и психологическое внушение. Об этом общественник рассказал на своей странице в Facebook, чтобы обезопасить других граждан.
- Звонок поступил в 23 часа ночи 8 сентября от «сотрудника» Центробанка, который предупредил Баира о несанкционированной кредитной операции. Собеседники попросили срочно подтвердить ПИН-код в банкомате, чтобы защитить средства. Баир пошел к банкомату, снял деньги и перевел на «безопасный» счет мошенников. По сути, он все сделал своими руками. А они на него еще и кредит оформили. На всю операцию ушло 1,5 часа. Все это время он был как в тумане, злоумышленники использовали все психологические уловки, ввели в транс, гипноз, - объясняет он.
По словам Алексея Гыргенова, злоумышленники были технически подкованы. Неизвестно откуда, но они знали, что у Баира есть предварительно одобренные кредиты в банках. Мужчина уверен, что мошенники оформили злополучный кредит уже во время разговора. Потерпевший обратился с заявлением в полицию.
- Мошенники звонят утром или вечером, когда внимание человека максимально притуплено. Вынуждают сказать «ДА», чего ни в коем случае не надо делать. Задача мошенников - внушить чувство страха, утраты, тревоги и обмануть вас! Возможно, была утечка персональных данных из банков, так как они знали многое из того, что только самые близкие могли знать, - говорит он.
Столкнувшись с такой ситуацией, потерпевший и его семья были ошарашены и не знали, что делать. В частности, их интересует, насколько граждане в целом защищены юридически и со стороны банков, есть ли какая-то помощь пострадавшим.
Всплеск кредитного мошенничества
Мы решили выяснить, бывали ли аналогичные преступления и ранее. В пресс-службе МВД по Бурятии отмечают, что в Улан-Удэ за восемь месяцев 2020 года произошло 13 подобных хищений денежных средств. А за аналогичный период прошлого года таких преступлений не было вообще.
- На телефон гражданину звонят мошенники и представляются сотрудниками банка. Они предупреждают его о том, что на него хотят оформить кредит. Чтобы избежать потери средств, мошенники предлагают потерпевшему самостоятельно прийти в банк, оформить кредит на себя и перечислить средства на резервный счет. В результате человек остается без денег и с кредитом. Подобное мошенничество сложно раскрыть, так как злоумышленники используют поддельные номера телефонов, а их расчетные счета либо находятся в зарубежных банках, либо оформлены на подставных лиц, - объясняют в пресс-службе.
Как оказалось, соцсети и полицейские сводки просто пестрят предупреждениями о телефонных мошенниках. Получатели «счастливых звонков» говорят, что злоумышленники действуют очень грамотно, знают многое о своих жертвах и легко втираются в доверие. Многие замечали, что на фоне у аферистов можно услышать целый call-центр. То есть велика вероятность, что по всей России действует целая ОПГ, которая имеет в своем распоряжении базу данных банковских клиентов. Нередки случаи, когда мошенники повторно обращаются к пострадавшим и предлагают им получить «компенсацию», таким образом вновь обкрадывая людей.
Юрист Борис Бальжиев составил некоторые рекомендации для тех, кто уже отдал свои кровные злоумышленникам и не знает, как быть. В первую очередь нужно обратиться в банк, в котором находятся ваши финансовые средства, и заблокировать карту.
- Затем необходимо обратиться в полицию и составить заявление, в котором четко сформулировать проблему и, придерживаясь хронологии событий, описать происшествие как можно подробнее, но без лирических отступлений, которые не повлияли на процесс, либо результат мошенничества. Затем четко обозначить в конце заявления цель подачи заявления и приложить материалы, которые подтверждают факты мошенничества (если они есть). Обязательно проставить на заявлении дату, подпись и расшифровку, указав фамилию и инициалы. С заявления следует сделать копию, на которой в момент его подачи должна быть запись, удостоверяющая его получение. Если полиция отказывается принять заявление, в этом случае потребуйте письменный отказ в приеме, - советует он.
Юрист предупреждает, что вероятность раскрытия данного вида преступлений очень невелика. В течение суток после подачи заявления в полицию потерпевшему необходимо обратиться в банк с заявлением о том, что были незаконно списаны средства или оформлены кредитные счета.
- Как показывает практика, банки очень редко идут навстречу и возвращают денежные средства клиенту. В описанной выше ситуации банк откажет в возврате средств, так как сам гражданин предоставил необходимую информацию мошенникам. В этом случае остается только один вариант - в судебном порядке доказывать свою правоту. Но шансы у клиента очень невысокие и велика вероятность, что ему придется возвращать кредитные средства заемщику, - резюмирует Борис Бальжиев.
Отточенные мошеннические схемы, скрытые счета и низкий уровень раскрываемости дают повод задуматься о том, так ли безопасно прибегать к услугам банков. Возможно, мошенникам помогают сами банковские услуги, те же дистанционные кредиты в «один клик». Также нельзя быть уверенным в том, что современная банковская система способна защитить информацию о своих клиентах. Тем более мало в каком финансовом учреждении услышишь предупреждения о мошеннических схемах. А зачем? Потерпевший все равно будет вынужден вернуть деньги заемщику. Всплеск подобных преступлений должен подтолкнуть к тому, чтобы отточить системы безопасностей банков, а также принять законы, которые бы защищали их клиентов, в том числе от мошенников.
Полиция Бурятии напоминает
Никому не передавайте свои личные данные и сведения о счетах и банковских картах. Сотрудники банка никогда не будут выяснять ПИН-коды карты или просить провести какие-либо операции с помощью услуги «Мобильный банк» или через банкомат. При получении СМС-уведомления о блокировке счета позвоните по телефонам «горячей линии», которые указаны на карте и официальных сайтах банков. Телефоны полиции: 102 или 112.
Если вам позвонил «сотрудник банка»
Признаки телефонных мошенников:
- Звонит «сотрудник банка» (специалист, работник службы безопасности и т. п.).
- Сообщает о несанкционированном переводе или хищении денег.
- Предлагает заблокировать несанкционированную операцию либо перевести деньги на «безопасный» счет.
- Просит назвать реквизиты банковской карты, защитный код с ее обратной стороны и поступающие на телефон пароли.
Помните!
- Не отвечайте на звонки, поступающие с неизвестных номеров, особенно зарегистрированных в другом регионе.
- Не верьте любой информации от незнакомца, даже если звонок поступил с официального телефона горячей линии банка.
- Прервите разговор и самостоятельно позвоните на телефон горячей линии банка, набрав номер вручную.
- Помните: код от вашей карты и пароли подтверждения операций не имеет права спрашивать даже сотрудник банка!