Село
10393
19

«Валяются бутылки и пьяные мужики»: Почему из деревни в Бурятии уходит жизнь

Жители села Буй провели для корреспондента «Информ Полиса» экскурсию, которая повергла его в шок

Фото: А. Алексеев

Таких сел действительно очень много, и не только в нашем регионе, но и, вероятно, по всей стране. Одни села уже безвозвратно разрушены, в других еще теплится жизнь, но люди пытаются уехать оттуда при первой же возможности, а оставшиеся ищут смысл жизни в алкоголе. 

Показать эту неприглядную правду, постсоветскую атмосферу, разруху и отчаявшихся людей мы решили на примере села Буй Бичурского района. Здесь еще есть люди, которых тревожит будущее их деревни, но их никто не слышит. 

Двадцатилетняя помойка

Село Буй расположено в 34 километрах восточнее Бичуры. Как и в тысячах других сёл, здесь в советское время процветал колхоз, а сегодня люди живут охотой, рыбалкой и сбором дикоросов. Молодые люди стараются покинуть деревню, а остаются жить преимущественно пенсионеры. В Буе три основные длинные улицы, около двухсот дворов, где проживают примерно 500 человек. 

Нас встретила пенсионерка Елизавета Александровна Загребина и провела нам небольшую экскурсию по «достопримечательностям» своего села. Первым объектом стала разбитая дорога, асфальт на которой заметно потрескался, а местами и вовсе осыпался. 

Центральная улица села разбита большегрузами

- Я знаю, что на дорогу деньги были выделены, а куда они ушли, не знаю. Дорога в ужасном состоянии! Ночами спать невозможно! Эта трасса центральная на Читу. Если идут КамАЗы или другие большие машины, грохот стоит такой, что у меня просыпается маленький ребёнок! - возмущается пенсионерка. 

Далее мы отправились смотреть на другую ужасную картину – это местная свалка. Расположена она в нескольких сотнях метров от края села.

Свалка за Буем разрасталась на протяжении 20 лет

По словам Елизаветы Александровны, мусор сюда сваливали в течение двадцати лет, а многие недобросовестные жители и до сих пор продолжают вываливать отходы, тем самым свалка лишь разрастается. Увидеть здесь можно любой мусор: ветки, щепки, бытовые отходы, бутылки, пластмассовую утварь, старую мебель, пакеты и многое другое. 

- Помойка такая, что лет двадцать с неё мусор вывозить нужно, никто её не контролирует. Она находится в лесу, между двух гор, и, когда идут дожди, весь мусор несёт водой к нам в огороды. А там валялись трупы животных, шкуры, памперсы и тому подобное. Картошка в этом году уродилась очень плохая, коричневого цвета, вся в коростах. Я считаю, это из-за помойки. Раньше такой картошки не было. Приезжали МЧС, сделали небольшую дамбу, но толку от этого нет, - объяснила пенсионерка. 

На территории свалки нам встретились коровы, которые, ничего не подозревая, щипали здесь травку. 

- Скот никто не пасёт. Нынче я отказалась от молока и перестала держать корову, потому что вижу, где пасутся коровы и что они едят, - прокомментировала встречу с животными Елизавета Загребина. 

Школа на захоронениях?

После этого женщина отвела нас в самый центр села. Тут расположились клуб в здании бывшей кочегарки, детская площадка с наклоненной беседкой, обшарпанное здание местной амбулатории и школа, на территории которой почему-то стоит заброшенная деревянная церковь. 

Помещением для сельского клуба служит здание бывшей кочегарки

Так выгялдит беседка на детской площадке

А это здание местной амбулатории

На школьной территории находится здание бывшей церкви

- Я точно знаю, что на строительство детской площадки два раза были выделены деньги. Сделана же она тысяч на десять, хотя, по моим сведениям, денег было выделено намного больше. Сделали какой-то заборчик и лавочки. Школу нашу уже лет 20 никто не ремонтирует, на её территории стоит бывшая церковь. А по словам старожилов, около церкви раньше были захоронения, - рассказывает Елизавета Загребина. - Клуб закрыт, молодёжь пьёт в центре села. Приехала моя внучка из Красноярска и была просто в шоке. Она пошла гулять, а через 15 минут стучится в дом и говорит: «Бабушка, открывай, они все пьяные, я с ними общаться не буду». В центре села валяются бутылки и пьяные мужики. 

Как оказалось, главы администрации здесь нет. Как сообщила жительница Буя, бывший глава сегодня является временно исполняющим обязанности, поскольку население отказалось голосовать за него. 

В 2 часа дня на двери сельской администрации висит амбарный замок

- Как выражаются районные власти, поставить здесь больше некого. Раньше на селе был порядок. Прежний глава старикам дрова привозил, нескольких человек увозил кодировать, пытался хоть как-то поднять деревню. В клубе проходили концерты, вечера, - припомнила Елизавета Загребина. 

Пенсионерка искренне переживает за судьбу родного села, ведь у неё есть дети и внуки, которые всерьёз собираются жить в Буе. 

- У меня здесь живут дети, растут внуки. Они готовы жить в родном селе, потому что здесь комфортно. Мои дети отучат девочку-студентку в Красноярске и возвратятся сюда, но к чему они приедут, я не знаю, - вздыхает Елизавета Александровна. - Внучке 19 лет, она готова взять клуб на себя, потому что окончила актёрские курсы и курсы косметологии. Она может открыть там кружки, что-то по уходу за собой, привлечь молодёжь и ставить концерты. 

Отвечает замглавы района

К сожалению, застать на рабочем месте временно исполняющего обязанности главы сельского поселения «Буйское» у нас не получилось. Несмотря на рабочее время, на здании администрации висел замок. Тогда мы прямиком отправились в районную администрацию, чтобы получить комментарии на все наболевшие вопросы жителей села Буй. 

- Действительно, тут есть проблема злоупотребления спиртными напитками, в результате чего в семьях возникают различные моменты, по которым приходится отрабатывать объектам профилактики. Но то, что они все поголовно пьют, такого всё равно нет, - сообщил заместитель главы Бичурского района Вячеслав Тарнуев. - Что касается работы сельского клуба, то там действительно не проводятся дискотеки и кружки, но подчеркну, что это только на период введённых в республике ограничений. Как только они будут сняты, клуб начнёт работать в полной мере. 

По поводу «убитых» дорог замглавы пояснил, что у главы сельского поселения имеется свой дорожный фонд и он вправе сам принимать решение, как его использовать. Как правило, этих средств бывает недостаточно, хватает лишь на то, чтобы устранить имеющиеся дорожные дефекты. Тарнуев отметил, что через Буй идёт федеральная дорога, которую обслуживает уже не муниципалитет, а региональный подрядчик. 

Нам понадобилось продолжительное время для того, чтобы понять, кто же и на какие средства построил в Буе у клуба детскую площадку с покосившейся беседкой. 

Такой, по словам районной администрации, должна получится готовая детская площадка в Буе

- Создание и обустройство комбинированной площадки. Стоимость проекта – 800 тысяч рублей. Площадка выровнена, огорожена, ожидаем поставку оборудования, – зачитал документ Артём Митапов, заместитель главы района по развитию инфраструктуры. - То есть она ещё реализуется, получается, её там нет. 

Вячеслав Тарнуев подметил, что ныне существующая в Буе детская площадка, скорее всего, возведена силами территориального общественного самоуправления (ТОС). 

- Оно на то и самоуправление. Они заявляются с каким-то проектом, участвуют в конкурсе, если побеждают, то получают какую-то сумму на те проекты, которые заявлялись. Сельчане сами ставили эту площадку, - прокомментировал замглавы района.  

Ответил Вячеслав Тарнуев и на вопрос о стихийной свалке. 

- Эта свалка однозначно появилась не вчера и не сегодня. Ранее, по старому законодательству, главами поселения определялись площадки для складирования отходов. В этом году решения по ликвидации несанкционированных свалок принимались совместно с районной администрацией, «ЭкоАльянсом» и инициативной группой предпринимателей. Но в селе Буй этого не было. Работа по ликвидации потихоньку ведётся, и, я думаю, до Буя дело дойдёт, - отметил он. 

На этом и завершилась наша поездка в Бичурский район. И пусть звучит грустно, но Буй далеко не единственное село, утонувшее в мусоре, с разбитыми дорогами, коровами, пасущимися где придется. Но думается, что Буй станет показателем того, что властям стоит больше внимания уделять сёлам и их жителям. 

Между тем, по данным Бурятстата, на июль 2019 года в Бурятии насчитывается уже 17 населенных пунктов с численностью населения от одного до семи человек. В девяти сёлах к лету прошлого года и вовсе не осталось ни одного жителя. И очень печальна мысль, что через пару десятков лет этот список может пополнить и село Буй.

Автор: Антон Алексеев

Подписывайтесь

Получайте свежие новости в мессенджерах и соцсетях