Четыре года назад в селе Новый Заган Мухоршибирского района 16-летний Андрей Поломошнов получил ножевое ранение в спину. Уголовное дело возбудили только спустя полтора года, а недавно вовсе прекратили. Пострадавший утверждает, что ссора возникла из-за девушки, однако, по словам второй стороны, Андрей в этой ситуации – далеко не такой невинный ребёнок и жертва.
Сегодня Андрею 21 год. В Новом Загане у него много друзей, среди которых есть и девушки. Четыре года назад молодой парень и подумать не мог, что одна из них станет причиной серьёзного конфликта, из-за которого он получит удар ножом в спину.
Мог стать инвалидом
19 марта 2016 года Андрей отдыхал с друзьями на дискотеке в доме культуры. Накануне одна из подруг в компании рассказала ему об угрожающих сообщениях, которые ей написал инспектор местного заповедника Александр Красиков. Тот якобы приревновал её к Андрею и грозился, что «похоронит» его. Андрей решил подойти к Александру и разобраться по поводу угроз.
- Мы с пацанами спросили, зачем он угрожает девушке, а он позвонил своему брату Сергею, - рассказывает Андрей. – Сергей приехал к клубу, за рулём был его друг Руслан. В ходе разговора мы с моим другом Денисом пошли к их машине, а они начали отъезжать и переехали ногу моему другу. На наши крики он не остановился и уехал, и мы погнались за ним. Когда догнали и остановили, Сергей вышел из машины и пошёл ко мне, я тоже. Потом он пытался меня ударить, но я увернулся и наклонился вперёд, чтобы ухватить его за ноги и повалить. Но я был не особо сильным парнем, и у меня не получилось. Тогда Сергей сверху воткнул мне нож в спину.
Почувствовав острую боль в спине и онемение в левой ноге, Андрей упал на землю. Вскоре он очнулся от наркоза в Мухоршибирской больнице – врачи извлекли торчавший в спине нож.
- Моя левая нога вообще не шла, а спина болела. Потом оказалось, что осколок позвонка давил мне на спинной мозг. Меня прооперировали, и мне нельзя было сидеть два месяца, - рассказывает молодой человек.
На парах в колледже Андрей занимался стоя, и вскоре из-за этих сложностей его освободили от посещения. Несмотря на то, что колледж он всё-таки закончил, мечта отслужить в ВДВ, для Андрея осталась мечтой. До сих пор его преследуют боли в спине, ему нельзя поднимать тяжести и подолгу сидеть.
- На уровне 12 грудного позвонка слева проходит очень крупная артерия спинного мозга, - говорит врач, оперировавший 16-летнего парня четыре года назад, Иван Зёмин (Имя изменено, - Прим. автора). – Её ранение при проведении операции и удалении костного осколка, сдавливающего спинной мозг, могло бы привести к глубокой инвалидизации и параличу нижних конечностей. Поэтому надо было очень филигранно оперировать, чтобы не повредить артерию и спинной мозг, так как осколок был буквально вколочен в позвоночный канал.
Пропавшие вещдоки
По словам юриста Артёма Бакулина, поначалу у раненного Андрея установили лёгкий вред здоровью, а уголовное дело против Сергея Красикова возбудили только спустя полтора года.
- При опросе Красиков утверждал, что на него чуть ли не толпой налетели, а он выхватил нож, который брал на шашлыки, и наотмашь ударил им. Дело возбудили только 1 сентября 2017 года – мы считаем, что со стороны Красиковых просто палки в колёса вставлялись. На тот момент по Андрею провели экспертизу и установили лёгкий вред здоровью. Позднее сделали ещё одну, и она выявила тяжкий вред, - говорит юрист.
По словам Артёма Бакулина, когда дело возбудили, оно начало «кочевать» между МВД и Следственным комитетом. В министерстве расследовали 114-ю статью УК РФ – превышение пределов самообороны, и срок давности по ней уже истёк. Юрист уверен, что данное преступление на самом деле подпадает под ст. 111, как умышленное причинение тяжкого вреда здоровью, и расследовать его должен Следственный комитет. По этой статье срок давности ещё не истёк.
- Пока дело туда-обратно передавали, нож, куртка и мастерка Андрея со следами порезов куда-то исчезли из материалов, - говорит юрист. – Мы считаем, что это нарушение, о чём писали в районную и республиканскую прокуратуры. Но на это будто сквозь пальцы смотрят. Никто никак не объясняет эту пропажу.
Ближе к осени 2020 года Артём Бакулин с Андреем и его мамой записались на приём к прокурору Бурятии Галине Ковалёвой. Но поговорить им удалось только с её заместителем. В удовлетворении жалобы Поломошнову отказали, а 31 августа уголовное дело и уголовное преследование в отношении Сергея Красикова прекращены.
По словам юриста, Андрея не уведомили об этом постановлении, и даже если в отношении Красикова преследование прекращено, то прекращать само уголовное дело не имели права, ведь потерпевший по-прежнему есть, как и вред его здоровью. Артём Бакулин считает, что это могло произойти из-за давления другой стороны.
«Мои дети не разговаривают «по понятиям»
Мы связались с обратной стороной конфликта – Сергеем Красиковым. Он, его брат Александр и их отец Сергей Гурьянович работают инспекторами в Байкальском государственном заповеднике. Но, если Андрей утверждает, что с братьями Красиковыми у них ранее не было взаимной неприязни и конфликтов, то инспекторы говорят об обратном – не таким уж простым и невинным был Андрей в свои 16.
- Конфликту этому на самом деле около двух лет, - говорит Сергей Гурьянович Красиков, отец Александра и Сергея. – Постоянно претензии к моим детям были. Молодёжная группировка эта, как их называют, «АУЕ» (Запрещённая в России экстремистская организация – Прим. автора) давно существует, и поколения в ней меняются, есть старшая группа и младшая.
Группировка, в которую, со слов Сергея Красикова старшего, входил и Андрей, собирала деньги на содержание заключённых – в так называемый «общак». Под поборы попадали школьники и другая молодёжь села.
- В 2015 году они зимой приезжали к нам домой поздним вечером. Слышу, в окошко кто-то стучит, вышел, а там человек шесть-семь стоят и две машины. Андрей спросил, где мои сыновья. Я ответил, что дома, и уточнил, зачем приехали. Тот сказал, что надо поговорить, мол, «по понятиям». Я не выпустил детей. Они никогда ни в какие группировки не входили, работают на госслужбе, не судимы и «по понятиям» не разговаривают, - рассказывает мужчина.
По словам Сергея младшего, претензии к нему и его брату объясняются их работой. Молодых инспекторов якобы упрекали в том, что живут они неправильно.
- На территории нашего заказника много наркотического растения, проезд и стоянка транспорта там запрещены, - говорит молодой человек. – Всех, кто приезжает незаконно, мы ловим и сдаём полиции. В основном наркоманов, которые едут на заготовку, браконьеров. Так что в посёлке у нас недоброжелателей много.
По словам Красиковых, помимо АУЕ, у тогда ещё подростка Андрея на счету было несколько краж, избиение человека и нетрезвое вождение. Сам Андрей отрицает свою причастность к запрещённой организации, как и нападение на человека.
- Ну да, на машине я ездил выпивший. Кража – было, за лес. Но он так лежал, уже готовый, рядом с домом. Попросили меня помочь, и получилось так, что привлекли. Я догадывался, что он чужой, но… А человека я не избивал, – комментирует он.
«Я не ударял Андрея ножом»
По словам Сергея, в день кровавой разборки он приехал в клуб на вызов брата и увидел пьяную толпу, после чего велел Александру ехать домой и сел обратно в машину. Но, по-видимому, обозлённой нетрезвой компании, в которой был Андрей, показалось этого недостаточно, и они погнались за машиной. А в момент драки нападал не один Андрей, а ещё двое его приятелей, говорит молодой инспектор.
- Из их машины выскочили трое, один железкой или арматурой пытался ударить меня в голову, а Андрей рукой в лицо, - рассказывает Сергей. – Третий был с каким-то режущим предметом, потому что моя куртка была разрезана сзади на лопатке, спереди в районе груди и на левом рукаве. Я защищался левой рукой, отчего она была полностью отбита. Есть заключение СМЭ, что локоть у меня был распухший от нескольких ударов тяжёлым предметом, голова рассечена, множество ножевых ранений. Меня спасла только моя горнолыжная куртка. Мы с Андреем во время разбирательства находились друг напротив друга. Нож ему в спину воткнул тот, кто с ним был, от кого у меня порезы. Я не ударял Андрея ножом.
По словам Сергея, с собой у него был складной нож с открывашкой и штопором, а не выкидной, что фигурировал в деле. Да и воспользоваться им он хотел для защиты, но не успел, так как во время драки его выбили из рук, говорит молодой человек. Его брату, что бежал из клуба к месту драки, также досталось железом по голове.
- Потом мать парня, который это сделал, утверждала, что её сын вообще был дома, и в уголовном деле его в итоге не было. Зато потом он почему-то появился – уже в качестве свидетеля, - говорит Сергей.
В результате из дела пропал не только нож, воткнутый в спину Андрея, но и изрезанная куртка Сергея. По словам главы семьи Красиковых, окровавленную одежду сына следователи забирали при нём.
- Когда только первые стычки начались, мы родителей этих ребят просили, чтобы их дети дали свидетельские показания. Но они нам сказали: «Ваших бьют, а теперь что, и наших будут бить? Уезжайте отсюда!». Но я сыновей сам удержал в посёлке, мы давно обжились. Да и почему мы должны уезжать? – спрашивает инспектор.
Трое на одного
Как говорит старший помощник руководителя СУ СКР по Бурятии, полковник юстиции Дмитрий Столяров, при опросе Сергей Красиков рассказал, что защищался ножом от нападения троих, так как били они его по жизненно важным органам. В своих показаниях он тогда не отрицал, что ранил Андрея.
- Красиков, защищаясь, достал нож, которым стал отмахиваться от нападавших молодых людей, в результате чего причинил колото-резаное ранение задней поверхности грудной клетки Поломошнову. После этого смог вырваться и убежать, - говорит Дмитрий Столяров.
Все перечисленные Сергеем раны он действительно получил в той драке – это подтверждает экспертиза. Более того, молодого человека опрашивали с полиграфом, и его слова про «троих на одного» также подтвердились.
Допросили тогда и Андрея, который заявил, что не избивал Сергея вместе с приятелями, а противостоял ему в одиночку. Его товарищей также проверили на полиграфе.
- Установлено, что они сообщают недостоверные сведения об обстоятельствах нападения на Красикова. Их реакции свидетельствуют, что нападали они на него вместе. Исходя из анализа собранных доказательств, на основании положений Пленума Верховного Суда РФ от 27 сентября 2012 г. N 19 «О применении судами законодательства о необходимой обороне и причинении вреда при задержании лица, совершившего преступление» следователь пришел к выводу о том, что Красиков причинил повреждение Поломошному в состоянии необходимой обороны, так как совместные действия Поломошнова и двух его приятелей во время нападения были сопряжены с насилием, опасным для его жизни и здоровья. В связи с этим 31 августа 2020 года уголовное дело в отношении Красикова прекращено по основанию, предусмотренному п. 2 ч. 1 ст. 24 УПК РФ, в связи с отсутствием в деянии состава преступления.
Как сообщают в СКР, вещественные доказательства были утеряны, когда дело находилось у полиции, поэтому с вопросом об их пропаже стоит обращаться в МВД. В министерстве же информацию о вещдоках предоставить тоже не смогли, сославшись на Следственное управление. Где же всё-таки изрезанные вещи молодых людей и нож, фигурировавшие в деле? Этот вопрос остался без ответа.