Во многих школах нашего города в классах обучаются в среднем по 35 человек, а алфавитный порядок порой доходит до букв «з» и «и». Родители озабочены нагрузкой учителей и детей – ведь очевидно, что при таком количестве учеников об индивидуальном подходе и речи быть не может. Тем более остро проблема прозвучала сейчас, когда эпидемиологическая ситуация сложная, а школы становятся рассадниками коронавируса и ОРВИ.
«На задних партах ничего не видно и не слышно»
По нормам СанПиНа, в классе, учитывая квадратуру, должно обучаться не более 25 человек. Президентом России был издан указ о переводе школ на односменный режим к 2025 году. Но как это будет достигнуто в нашем городе, непонятно.
- В нашем первом классе 35 детей. Я понимаю, что каждый родитель хочет, чтобы его чадо училось в хорошей школе, чтобы преподавали хорошие учителя. Из пригорода пытаются попасть в нашу школу, ведь она ближе всех и содержит штат неплохих педагогов. Я считаю, нужны дополнительные школы. И хорошие дополнительные пристрои к городским школам. Нашему государству выгоднее ввести дистанционное обучение, чем построить школы, - уверена Оксана, мама ученика 1-го класса.
Недовольны раздутыми классами не только родители первоклашек.
- Старший сын учится в 7-м классе. В этом году расформировали «е» класс и детей раскидали по параллели, так как нет учителя, - рассказывает Туяна.
- У нас 36 человек, в начальной школе было 37. Считаю, что в классе должно быть не больше 20 человек, тогда информация на уроке будет доступнее, чаще будут спрашивать, повысится мотивация при подготовке к уроку. Из 36 человек 12 с плохим зрением, и они должны сидеть только на первых партах. Получается, кто хорошо видит, тот сидит на задних партах, ничего не слыша и не видя, - возмущается Елена, мама двоих детей.
«Прилагаем все усилия»
О непростой ситуации в городских школах нам рассказал заместитель министра образования и науки Бурятии Валерий Поздняков.
- Конечно, всем бы хотелось, чтобы у нас были идеальные школы в одну смену и наполняемость классов не превышала 25 человек. Но ситуация такова, что в городе концентрация детей намного превышает возможности, которые имеются в образовательных организациях, - рассказал он.
По его словам, в районах республики есть полупустующие школы, особенно в отдалённых населенных пунктах, где раньше проживало большое число жителей, например, в бывших леспромхозах.
- Конечно, мы готовы перевести детей в те школы, которые находятся в отдаленных районах, но родители туда не поедут. А в Улан-Удэ создать необходимые условия не представляется возможным. Мы прилагаем все усилия, чтобы школы в городе строились: 25-я школа - отдельно стоящее здание построено, оборудовано, 33-я гимназия - построено отдельно стоящее здание, соединенное отапливаемым переходом, все это полностью соответствует всем требованиям, - объяснил Поздняков.
Заместитель министра образования и науки Бурятии говорит, что сегодня город ищет участки, где можно бы было построить школу или детский сад. Те, что имеются у администрации города Улан-Удэ в центре, не соответствуют требованиям.
- Родители по каким-то признакам определяют лучшую школу и жаждут в нее попасть. Дети принимаются строго по прописке, за каждой школой есть закрепленные улицы. Если собрать всех детей, то их количество превышает возможности. Все помещения, которые были рекреациями, дополнительными площадками, на сегодняшний день заняты под классы. Если увеличить количество начальных классов, то старшим классам не останется места. Дети занимаются в две-три смены – это необходимость. Улучшить условия одних детей, не ущемив условия других детей, невозможно, - уверен он.
По словам Позднякова, к 2022 году появится новая школа по улице Автотранспортной. О президентском указе по переводу на односменный режим к 2025 году речи пока не идет, сейчас основная головная боль – уложиться хотя бы в две смены.
- Мы понимаем наших педагогов, это большая нагрузка, но существующие условия таковы. Если будут созданы соответствующие рабочие места, хорошая инфраструктура в сельских населенных пунктах, то отток из села в город прекратится и обстановка несколько разрядится, - рассказал Валерий Анатольевич.
Виноват демографический взрыв?
Проблему переполненности школ мы прогнозировали еще несколько лет назад, когда дети годами стояли в очереди на заветную путевку в детский сад, да многие так и не получили её. Уже тогда стало ясно: скоро эти дети пойдут в школы и классы будут переполнены. Такая нагрузка объяснима демографическим взрывом, который произошел три десятилетия назад. Тогда, в конце 80-х, наблюдался пик рождаемости, который сменился резким упадком в 90-х годах. Сейчас у этого «большого» поколения родились дети. И уже пошли в школу.
При этом, помимо детей поколения демографического взрыва, свою лепту внесла массовая миграция из районов в город. Поэтому, даже когда подрастут детки «большого» поколения, школы и сады вряд ли опустеют, они постоянно будут подпитываться притоком из районов республики.
Приходится подстраиваться
Кстати, и сами педагоги не рады такому количеству подопечных. Огромные классы - это большая нагрузка и ответственность за каждого ребенка, а также невозможность уделить каждому ученику достаточно внимания. Здесь мнения учителей во многом схожи с точкой зрения родителей.
- Я отрицательно отношусь к этой ситуации. Очень тяжело как педагогам со стажем, так и нам, молодым учителям. И детям сложно. Не считаю, что это вина учителей или директора. Начинать нужно с работы правительства, строительства новых школ. Нам всего лишь приходиться работать в таких условиях и подстраиваться под них. Возможно, ситуация поменяется, но это будет очень не скоро. Думаю, проблема останется актуальной еще минимум десятилетие, - уверена учитель младших классов одной из школ нашего города Мария Андреевна.