На минувшей неделе уровень воды на Байкале каждый день повышался примерно на сантиметр. По данным на 30 сентября, он составляет 457,10 метра по тихоокеанской системе высот. Тем временем, в правительстве РФ разработали проект постановления, в котором предлагают в угоду энергетикам расширить диапазон колебаний уровня озера до 2 метров 31 сантиметра. Минимальная отметка при этом составит 455,54 метра, а максимальная – 457,85. Если инициативу одобрят, как того хотят иркутские энергетики, это может привести к настоящей экологической катастрофе.
Ранее по поводу скандального постановления высказался глава региона. По его мнению, озеро нельзя повышать больше нормы и понижать – тоже. Алексей Цыденов уже озвучил проблему на федеральном уровне – на заседании правительственной комиссии по предупреждению и ликвидации ЧС под председательством главы МЧС России Евгения Зиничева. А министр, в свою очередь, заявил о необходимости провести экстренное совещание по этому вопросу.
- Считаю, что здесь вопрос нужно ставить не на проработку, а обсуждать в экстренном порядке, – заявил он. – Перед нами стоит настоящая дилемма – кого должно затопить сначала – Бурятию или Иркутскую область? Ни того, ни другого мы допустить не должны. Обращаюсь к руководству Водресурсов в срочном порядке доработать вопрос по регулированию уровня Байкала и представить в ближайшее время.
Большую статью, посвящённую подъёму Байкала, опубликовал недавно «Московский комсомолец в Иркутске». Как отмечает издание, учёные, эксперты и экологи разного уровня предлагают срочным образом увеличивать сброс воды через Иркутскую гидроэлектростанцию в частности, а лучше – через весь Ангарский каскад ГЭС, включая Братскую, Усть-Илимскую и Богучанскую. Если сделать это, то пострадает Иркутская область, а если нет – Бурятия.
«За 20 дней исчезло почти 80 метров косы»
Специалисты предсказывали, что в сентябре приток воды в Байкал составит 160% от нормы, а в октябре – в пределах 130%. Это связывают с многоснежной зимой и обильными летними осадками в истоках рек, впадающих в озеро. Экологи коалиции «Реки без границ» заявили: предложение увеличить диапазон до двух метров и 31 сантиметра «обосновывается исключительно социально-экономическими нуждами населения и энергетических компаний», подчёркивает «Московский комсомолец».
Уровень воды в Байкале может достигнуть отметки в 457,12-457,15 метра. По прогнозам Росводоресурсов, при сбросах иркутским гидрокаскадом 2,7 тысяч кубометров в секунду «большая» вода в озере сохранится до ноября. Космоснимки показали, что основные последствия его подъёма сейчас ощущает на себе бурятская сторона. Так, за 20 дней исчезло почти 80 метров косы байкальского залива Посольский сор в Кабанском район. Устье Верхней Ангары у Ярков размывает, а из-за этого, по словам бурятских учёных и экологов, произойдут коренные изменения в экосистеме Байкала. В качестве примера они приводят сокращение рыбных стад и возникновение торфяных пожаров на прибрежных болотах.
Перед тем, как решать, до какого уровня может «безнаказанно» обмелеть или подняться Байкал, специалисты предлагают тщательно изучить влияние регулирования уровня на его экосистему. А затем, уже основываясь на результатах этих исследований, провести стратегическую экологическую оценку водохозяйственного использования водных ресурсов озера. Инициативу «слить» его хотят вынести на общественное обсуждение.
«Ничего страшного не произошло»
«Московский комсомолец» отмечает: снижение и повышение Байкала – цикличный процесс, и периоды маловодья сменяются полноводьем. Последний маловодный период длился с 1996 года. Его даже называли экстремальным. А в 2012 году уровень озера опустился до отметки в 456,92 метра. Полезный приток воды в него снизился до 30-50% от нормы, а отдельные месяцы был близок к минимальному многолетнему притоку.
Когда воды мало, мелководные заливы на восточном и северном побережьях, по словам учёных, оголяются и начинают зарастать водорослями. Идёт нагревание воды, и рыба может не пойти на нерест. В 1981-м уровень воды в Байкале опустился до 455,3 метра, и ничего особо страшного не произошло, пишет издание. Омуль остался жив, его популяция не уменьшилась, люди выжили – хотя воды в колодцах было очень мало.
- Аналогичные периоды низкой водности наблюдались и ранее – с 1899-го по 1905-ый, с 1920-го по 1929-ый и с 1976-го по 1982-ой год. И это только в периоды фиксируемых наблюдений. Регулярное изучение гидрометеорологического режима Байкала началось во второй половине XIX века. Байкалу же, по разным оценкам, от 20 до 25 миллионов лет, – поясняет «МК». – В 2018 году приток воды увеличился и уже тогда стали поговаривать о том, что на Иркутской ГЭС нужно увеличивать сброс воды с 1,3 тысяч до полутора тысяч кубов в секунду. Иначе уже за полгода озеро поднимется до 456,36-456,43 метра, а это создаёт риски подтоплений, в том числе – в Иркутске и его пригороде.
Окончание маловодья ученые отметили как позитивную новость, но заявили, что многоводный период тоже принесёт немало проблем. Например, потерю архипелага Ярки, который закрывает верхнеангарские заливы – место наплыва одного из подвидов омуля. Об этом говорит директор Байкальского института природопользования СО РАН и доктор географических наук Ендон Гармаев. Бурятия сегодня настаивает на большом сбросе.
- Более всего нас волнует верхний предел уровня Байкала. За последние 60 лет экосистема устоялась в этих границах, и поднимать его выше недопустимо. Безопасность населения и объектов экономики в нижнем бьефе Иркутского гидроузла, безусловно, важна и необходима. Однако мы много раз писали и говорили, что пока нет паводков редкой повторяемости, властям города и Иркутской области нужно провести мероприятия по обеспечению сбросов воды в Ангару до шести тысяч кубометров в секунду – согласно ранее принятым нормам без ущерба экономике и населению, – цитируют его СМИ.
«К сожалению, смоет»
В целом Иркутская ГЭС может увеличить сброс воды до шести тысяч кубометров в секунду. Она строилась с таким расчётом. Однако уже при половинном сбросе затопит пойму Ангары. Маловодье, длившееся более 20 лет, расслабило граждан – они застроили низины по обоим берегам реки, а также острова в черте Иркутска и ниже по течению. Даже форелевую ферму построили (и не одну) – буквально сразу же за плотиной Иркутской ГЭС. И теперь все эти граждане находятся в состоянии перманентного стресса – увеличат или нет сброс через Иркутскую ГЭС? Смоет или нет их дома, коттеджи, дачи и форелевую ферму заодно?
К сожалению, смоет, констатирует издание. При росте объёмов сброса воды через Иркутскую ГЭС может подтопить порядка 1300 приусадебных и дачных участков. Так подсчитали в МЧС. И это окажутся дома, которые возведены вблизи берега на территориях, где никаких построек быть не должно.
Бурятская сторона утверждает, что если не сделать этого, то затопит уже сёла на восточо берегу – Корсаково, Максимиха, Сухая, Энхалук, Оймур, Красный Яр, Жилино, Мурзино, Исток, Посольское и Боярский. В зону подтопления также попадают дороги, участки железнодорожной магистрали, линии связи – в общем, куда ни кинь – всюду клин, подчёркивает «Московский комсомолец». И напоминает: вечером 25 сентября правительственная комиссия решила оставить режим сброса воды на Иркутской ГЭС в параметрах 2,7 тысячи кубометров в секунду. Такие решения принимаются на высоком правительственном уровне – особенно если речь идёт о взаимоисключающих интересах двух регионов.
- Решение принято, но оно, как можно понять, не окончательное. В любое время его могут изменить, если ситуация окажется критической для бурятской стороны Байкала, – заключает «МК».