журналисты
1715
5

«Её постоянно третировали»: Активистка из Улан-Удэ устроила пикет в память о совершившей суицид нижегородской журналистке

Она уверена, что необходимо провести расследование и наказать виновных, которые довели человека до такого состояния

Скриншот с facebook.com / личная страница Н. Филоновой

На минувших выходных всю страну шокировала новость о самоубийстве главного редактора нижегородского издания «KozaPress» Ирины Славиной. Суицид она совершила на глазах прохожих – прямо у здания МВД. За день до этого, 1 октября, в квартире журналистки устроили обыски в рамках уголовного дела против одного из местных предпринимателей (по статье об осуществлении деятельности нежелательной организации). Славина проходила по нему свидетелем. Вот какой пост она оставила в своём Facebook.

- Сегодня в 6.00 в мою квартиру с бензорезом и фомкой вошли 12 человек – сотрудники следственного комитета, полиции, СОБР и понятые. Дверь открыл муж. Я, будучи голой, одевалась уже под присмотром незнакомой мне дамы, – рассказала она. – Проводили обыск. Адвокату позвонить не дали. Искали брошюры, листовки, счета «Открытой России» (признана запрещённой в России организацией), возможно, икону с ликом Михаила Ходорковского. Ничего этого у меня нет. Но забрали, что нашли – все флешки, мой ноутбук, ноутбук дочери, компьютер, телефоны – не только мой, но и мужа, кучу блокнотов, на которых я черкала во время пресс-конференций. Я осталась без средств производства. Со мной всё нормально.

А 2 октября она написала всё в том же Facebook: «В моей смерти прошу винить Российскую Федерацию» и добровольно ушла из жизни. Вот уже третий день страшную трагедию обсуждают в соцсетях. Жители Бурятии – не исключение. Вот что, к примеру, написала об этом известный журналист, корреспондент телеканала ОТР Анна Зуева.

- С Ириной Славиной я должна была познакомиться через четыре недели на медиашколе в Сыктывкаре. Но с главным редактором нижегородского издания «KozaPress» я не увижусь. «В моей смерти прошу винить Российскую Федерацию», – написала она в Facebook за час до инцидента. Незадолго до этого, на рассвете, в её квартире в очередной раз прошёл обыск. Он был произведён в унизительной форме, – отмечает Анна Зуева. – Профсоюз журналистов, куда я вхожу, уверен, что в случившемся есть признаки преступления, предусмотренного 110-ой статьёй Уголовного кодекса РФ – «Доведение до самоубийства». Мы требуем провести расследование. Хотя ни оно, ни приговор не вернёт эту самоотверженную женщину к жизни.

Союз журналистов России и в самом деле сделал такое заявление. К расследованию дела готовы подключиться и в Госдуме. Так, глава комитета по информполитике Александр Хинштейн заявил РИА Новости, что необходимо дождаться позиции СЖР. А позже сообщил у себя в Twitter: для того, чтобы детально разобраться в причинах и подоплёке трагедии, нужно установить историю видео, на котором запечатлено самоубийство Славиной.

- Кто снимал, хотя мог остановить Славину, де-факто её провоцируя? Кому нужна сакральная жертва? Надеюсь, мы услышим ответы на все вопросы, – отметил он.  

А вот Владимир Блоцкий, представляющий Нижегородскую область в нижней палате российского парламента, считает, что вмешиваться в деятельность предварительного следствия пока нецелесообразно.

- Поскольку сейчас правоохранительные органы занимаются оценкой данной ситуации, надо дождаться результатов. Если вдруг по каким-то причинам понадобится, тогда, конечно, можно инициировать и депутатское обращение, и депутатский запрос. Всё зависит от конкретных обстоятельств, – подчеркнул он в разговоре с изданием.

«Нельзя молчать»

Журналист из Бурятии Александра Гармажапова, которая сейчас живёт и работает в Праге, тоже высказалась в соцсетях о самоубийстве Ирины Славиной.

- То, что произошло сегодня в Нижнем Новгороде, конечно, чудовищно. Думаю о прохожем, который отчаянно пытался спасти Славину. Она его отталкивала, а он снова и снова подходил к ней, на ходу снимая куртку, которой старался сбить огонь. А потом в ужасе метался, когда понял, что всё и надо звонить в экстренные службы. Неравнодушный человек. Представляю, какой у него стресс, – отметила Александра.

На видео, облетевшем соцсети, и в самом деле запечатлено, как случайный прохожий, заметив действия Ирины, пытается остановить её. Журналист отталкивает мужчину и не даёт помешать ей свести счёты с жизнью. Тот предпринимает ещё несколько попыток, но все они оказались безуспешными.

Многие жители Бурятии назвали произошедшее «жутью», которая «не укладывается в голове». А некоторые наши земляки считают поступок главреда «KozaPress» глупостью и признаются, что не понимают, как отдельные интернет-пользователи вообще могут героизировать самоубийство.

Тем временем активистка из Улан-Удэ Наталья Филонова устроила в память о погибшей одиночный пикет. Он прошёл в самом центре Улан-Удэ – на площади Советов. Общественница принесла с собой плакат с надписью: «Приговор – смерть именем Российской Федерации» и портрет журналистки.

- Всё мировое, журналистское сообщество, все честные люди, обычные обыватели не просто удручены, а шокированы вот этим известием о трагедии в Нижнем Новогороде. Прекрасный журналист, главный редактор «KozaPress», по официальной версии, покончила с собой у МВД. Последние её слова в Facebook я истолковала именно так, как написано на плакате, – рассказала Филонова. – На самом деле Ирину Славину преследовали, постоянно её третировали, были постоянные обыски… И даже то, что возбудили уголовное дело против человека, про которого она, наверняка, писала и говорила, не являясь сама, как выражаются теперь правоохранители, «членом нежелательной организации». В общем, наши законодатели так закрутили гайки, что нельзя слово сказать и подумать.

Активистка призналась: смерть Славиной встревожила её саму ещё и потому, что её «точно так же травили».

- Выжить и выстоять стоило мне больших усилий, – добавила Филонова – Эта смерть – последний рубеж, за которым уже пустота и ничего не останется. Поэтому нельзя молчать, надо бить во все колокола, требовать расследования и наказать виновных, которые довели человека до такого состояния. Для каждого очевидно, что после обыска и всех этих унизительных процедур, уголовных и административных дел, она не выдержала.

Кстати, знакомые Ирины Славиной рассказывают, что этот обыск - далеко не первое её столкновение с силовиками. Только в 2019-м и 2020-м года  главного редактора «KozaPress» несколько раз привлекали к административной ответственности за политическую позицию и журналистскую деятельность. Например, оштрафовали на 20 тысяч за выход на марш памяти Бориса Немцова в Нижнем Новгороде, ещё на пять тысяч рублей – за посты о форуме «Свободные люди», на 70 тысяч – за публикацию об открытии  мемориальной доски в честь Сталина в городе Шахунье и на 65 тысяч – за статью о заболевшем коронавирусом руководителе секции самбо, который, несмотря на болезнь, продолжал контактировать с людьми. Суд счёл эту публикацию распространением заведомо недостоверной информации про коронавирус, напоминает «Медуза».

Автор: Артемий Иванов

Подписывайтесь

Получайте свежие новости в мессенджерах и соцсетях