Баир Жамсуев, представляющий в верхней палате российского парламента интересы соседнего Забкрая, дал большое интервью газете «Забайкальский рабочий». В частности, он прокомментировал газификацию региона и соседней Бурятии. По мнению сенатора, она позволит решить ряд экологических проблем, сэкономить на топливе и положительно скажется на уровне жизни населения.
«Работа уже ведётся»
- Исходя из значимости этих моментов, в Совете Федерации был создан совет по газификации российских субъектов, – отметил Жамсуев. – И варианты рассматриваются разные.
Он напомнил, что председатель правления ПАО «Газпром» Алексей Миллер докладывал о возможности газификации Иркутской области, Бурятии и Забайкальского края благодаря газовой трубе через территорию Монголии.
- То есть теперь «Газпром» не говорит о том, что газификация этих территорий является экономически невыгодным проектом, – подчеркнул Жамсуев. – К тому же нельзя сбрасывать со счетов идею разработки газовых месторождений в Забайкалье. Учёные Сибирского филиала Российской академии наук подтверждают, что эти инициативы далеко не беспочвенны. Газ в регионе есть, его просто необходимо найти.
То, что Забайкалью нужно «голубое» топливо, не вызывает никаких сомнений, считает сенатор.
- Особенно необходимо решать экологическую проблему – из-за увеличения в Чите числа частных домовладений город зимой задыхается от смога. К тому же газификация – способ привлечь деньги в бюджет страны. Поэтому я верю в газификацию Забайкалья и считаю, что планомерная работа в этом направлении уже ведётся, – заключил Баир Жамсуев.
«Затратный процесс»
Ранее власти республики дали понять: если газификация в Бурятии и будет, то только частичной. Об этом сообщил в большом интервью «Интерфаксу» глава Бурятии Алексей Цыденов, когда речь зашла о строительстве магистрального газопровода «Сила Сибири-2» между месторождениями «голубого топлива» в Сибири и Синьцзян-Уйгурском автономном районе на западе Китая.
- Проект сейчас действительно прорабатывается. Назвать какие-то сроки его реализации и точные планы нельзя – сейчас идут переговоры с Монголией и КНР, ведётся предварительная работа. Но то, что уже есть принципиальное решение идти в этот проект, не может не радовать. Так или иначе это коснётся газификации Бурятии, – пояснил изданию Алексей Цыденов. – Однако нужно чётко понимать, что газ – не бесплатное удовольствие. Людям, которые сейчас отапливают свои дома дровами, он в итоге обойдётся дороже, поскольку придётся протягивать трубы по населённым пунктам, по дворам, менять котлы в домах.
По словам руководителя региона, «это всё довольно затратные вещи».
- В конце концов, нужно будет платить и за сам газ тоже. Поэтому, если вдруг придёт труба, то большого распространения газа не будет. Это могут быть центральные котельные или отдельные предприятия. Но перспективы пока слишком далёкие, – добавил Цыденов. – Сейчас мы строим локальные СПГ-котельные. Есть хороший опыт со школами – в республике построили несколько СОШ с локальными газовыми котельными. Экономически вышло ничуть не дороже, чем с угольными. Топка углём имеет ряд побочных явлений – он может усыхать, терять в весе при перевозке, может пропадать со склада. К тому же качество бывает разное. С газом таких проблем нет. Вдобавок не нужно содержать кочегаров – котельные управляются с телефона.
Закаменский район, к примеру, перешёл на мазутное отопление.
- Там мы сейчас тоже проектируем газовую котельную – экономика будет гораздо лучше. Кроме того, есть проблемы с отоплением в Северобайкальске. Сам СПГ мы везём с Ангарска, Ковыкты или Якутии, – подчеркнул глава. – Что касается поиска газовых месторождений в Бурятии – я несколько раз предлагал заинтересованным компаниям это сделать. Газ там, может, и есть, но вопрос в том, куда его девать потом. Перспективы для возведения небольших скважин могут появиться, когда в республике вырастет собственное потребление.
В регионе есть три точки с месторождениями газа. «Цифра называется заоблачная – четыре с половиной триллиона кубов. Но это умозрительные запасы категории Д3. Истинные объёмы никто досконально не изучал, поскольку это затратный процесс», – заключил Алексей Цыденов.