деньги
9773
16

Почему жители Бурятии не видят перспектив, бесконечно потребляют и катастрофически беднеют

Ответы на эти вопросы корреспонденту «Информ Полиса» дали эксперты

Фото: russianstock.ru

Вторая волна COVID-19 вновь ударила не только по здоровью, но и по кошельку. Эксперты в области финансов поделились своими прогнозами и рассказали, как это отразится на населении Бурятии. 

«Все подорожало с весны»

Александр Доржиев, независимый финансовый консультант, отмечает, что при повышении курса доллара естественным будет подорожание импортных товаров, которыми население станет запасаться. 

- Все подорожало с весны. Но люди все слишком переоценивают. Конечно, тяжело, но нет повода для паники, - уверен частный инвестор. - Наверное, к концу года цены на импортные товары еще поднимутся, а вот доллар на данный момент придержали на уровне 80 рублей. И дальше правительство не хочет видеть его повышение, так как курс около 70 рублей был уже не совсем приемлем. Доллар может быть и по 100 рублей, это зависит от обстановки: от цен на нефть, состояния экономики. Понятно, что сейчас доллар покупать не лучшее время. 

Доктор экономических наук Виктор Беломестнов отмечает, что прогнозировать цену на нефть и курс доллара сложно, так как сейчас немного другая ситуация, чем была весной. По его мнению, маловероятно, что цена на нефть будет значительно меняться. 

- Изменения могут быть связаны только со второй волной пандемии. Если в странах Европы опять будут приняты карантинные меры, то спрос на нефть будет влиять на цену, - уточняет Беломестнов. - Бюджет России недополучит определенные суммы, возникнут сложности с его пополнением, причем региональных бюджетов тоже. В этом случае первым последствием будет сворачивание федеральных программ. Ну и повысятся цены на импортные товары, что приведет к дальнейшему ослаблению рубля. Хотя сейчас курс рубля довольно стабильный. 

«Не смена курса»

Александр Доржиев рассказывает, что сейчас происходит ухудшение качества заемщиков, которые не могут обслуживать кредиты. А качественные заемщики уже имеют кредиты и в кризис стараются их не оформлять, хотя в кризис или нет, банки им с удовольствием их выдадут. 

- Сейчас кредиты берут низко платежеспособные люди, им нужны деньги. А в любой кризис нужны качественные заемщики. В целом это нормальный процесс, когда банки высчитывают вероятность дефолта и видят портрет заемщика. Вполне обоснованно отказывать тем, кто не вызывает доверия. Это не смена курса, Центробанк давно проводит такую политику, чтобы не вызывать социального напряжения, - говорит он. - Но мне не нравится то, что происходит с льготной ипотекой: снижение ставки и первоначального взноса с 20 до 15%, требований к заемщикам, возможное продление ипотеки под 6,5 %. Вспомним Америку 2007 - 2008 годов, когда давали кредиты без процентов тем, кому их вообще нельзя давать. У нас, несмотря на фильтр, есть много людей, которые взяли первоначальный взнос в качестве кредита в этом же банке. Это увеличение рисков для заемщиков, поэтому стоит очень хорошо рассчитывать, как отдавать. 

Виктор Беломестнов согласен с экспертом в том, что в стране и так высокая закредитованность населения, которая усугубилась льготными ипотеками. У неплатежеспособных людей будет меньше шансов получить кредит. 

- Конечно, иногда банки идут на риски, потому что большинство заемщиков трудоспособные и они платят за тех, кто не оплачивает кредиты. Тем самым ожидать снижения процентных ставок в этой ситуации сложно тем, кто готов брать эти кредиты. Скорее всего, будет ужесточаться банковский контроль, - добавляет он. - В какой-то мере это приведет к финансовой дисциплине и грамотности населения, потому что жить за счет других, в том числе и банка, не стоит. Если человек финансово неграмотный, то такими нормативными и ограничительными мерами надо его приучать к этому. Жить надо по средствам. Другое дело крайние ситуации, когда кредит берут по причине болезни и т. п. В этом случае должны быть какие-то социальные кредиты в банках, но это тоже риски. 

Кажущееся богатство и психология бедности

При возможном падении цен на нефть и подорожании многих товаров у населения сокращается возможность эти вещи приобрести. Однако маловероятно, что зарплаты вырастут, из-за чего может возрасти уровень нищеты. 

- Своеобразное обеднение и так произошло. Во время самоизоляции многие в большей степени израсходовали свои накопления. Снизились запасы, банковские вклады. Непосредственно обеднение коснулось тех, кто потерял работу. Это тоже влияет на общий уровень доходов населения, - объясняет Виктор Георгиевич. 

Александр Доржиев считает, что разворота к обогащению людей не будет. Стоит ожидать только естественного для капитализма процесса, когда «богатые богатеют, бедные беднеют». Последние в современных реалиях - это люди, которые за время пандемии не перестроились на сберегательную модель поведения и продолжают потреблять, брать кредиты и не накапливать подушку безопасности. 

- Это началось после отмены ограничений, люди ввергают себя в большую бедность. На самом деле мы хорошо живем по сравнению с тем, что было 20 - 30 лет назад. Нельзя сказать о бедности при таком количестве торговых центров, машин, заведений. Мы находимся в некой психологической ловушке, можно сказать, это психология бедности, - утверждает частный инвестор. - Конечно, вечно будет не хватать денег. Но мой ученик из Финляндии сказал, что на самом деле мы не видим, какие у нас большие перспективы: акции дешевые, политическая обстановка неплохая, бизнес можно организовать, путешествовать, покупать вещи. При социализме воспиталось в экономическом плане инфантильное поколение. Тогда все были равны и никто никому не завидовал. А сейчас все бегут за навязанными потребительскими ценностями, берут кредиты. Это все кажущееся богатство. 

По мнению эксперта, несмотря на подорожание многих товаров, у людей стало меньше вариантов, куда еще потратить оставшиеся деньги. Нет возможности путешествовать, тратить на развлечения. За счет этого у населения сохраняются средства, которые они тратят в России, и это неплохо. 

- Тратить просто некуда, и граждане не так остро ощущают нехватку. Повышение цен будет, но это не что-то катастрофическое. Остается только посоветовать вести учет расходов, оптимизировать траты, покупать только базовые продукты, накапливать резервы, закрывать кредиты. Все будет хорошо, если не паниковать, не суетиться, не покупать на эмоциях, - резюмирует Александр Доржиев. - С другой стороны, как макроэкономист я понимаю, что на бытовом уровне мой совет переходить на сберегательную модель поведения приводит к снижению роста экономики за счет сокращения потребления. В целом для экономики это не очень хорошо: производство сокращается, торговля сокращается, бизнесы получают меньше дохода. Но населению я советую выйти из бесконечной гонки потребления и перейти к сберегательной модели. 

Несмотря на невозможность сделать точные прогнозы о том, какая экономическая ситуация сложится в стране, населению будет нанесен не больший урон, чем весной. Людям не стоит делать поспешные и необдуманные финансовые решения, в том числе оформлять кредиты. Только грамотный подход к деньгам позволит выйти из кризиса с минимальными потерями.

Автор: Номина Соктуева

Подписывайтесь

Получайте свежие новости в мессенджерах и соцсетях