экология
1789
1

«Надо сделать глубокий анализ»: Борец с «золотыми» доплатами из Бурятии озаботился фенольным озером

Он предложил объявить грант на лучший способ утилизации опасного отстойника

Фото: Евгений Коноплёв

Депутат Народного Хурала Михаил Гергенов, известный в республике как борец с доплатами вип-пенсионерам, высказался по поводу ликвидации фенольного озера. Он разместил в соцсетях фото диплома химфака, который окончил в 1987 году.

- На моём родном Кирзаводе много лет складировали отходы производства ЛВРЗ. В итоге образовалось так называемое «фенольное озеро», – рассказал Гергенов. – Как его утилизировать без вреда природе и здоровью людей? Вопрос, конечно, должен решаться профессионалами. Сперва надо сделать глубокий разносторонний анализ химического состава отходов.

Парламентарий сообщил, что после окончания вуза трудился в комитете по охране окружающей среды в Чите, а затем – в Бурятском научном центре.

- Это позволяет мне предостеречь вас, уважаемые железнодорожники и чиновники. Лучше сто раз замерить, привлечь химический факультет БГУ с профессионалами высокого уровня, наш БНЦ, Геологический институт. Может, даже объявить грант на лучший способ утилизации отходов. И желательно взять на работу в Минприроды Бурятии хоть одного химика. Многие проблемы не решаются годами и десятилетиями, – заключил народный избранник.

Ядовитый водоём

Напомним, фенольное озеро образовалось еще в 1987 году. До этого газогенераторная станция Улан-Удэнского ЛВРЗ несколько лет вырабатывала газ для термических печей литейного и кузнечного производства. А побочные продукты – вода с примесью фенола и каменноугольная смола – сливались в отстойник-накопитель. Токсичные отходы в районе Кирзавода не ликвидировали с 2006 года. Именно тогда ЛВРЗ смог, наконец, перейти на сжиженный газ.

В 2014-м году Восточно-Байкальская межрайонная природоохранная прокуратура провела на заводе проверку и выявила там ряд нарушений. В частности, выяснилось, что ядовитые отходы сливались прямо в грунтовую яму. В результате загрязнились все подземные воды Лазовского питьевого месторождения, которые, в свою очередь, несут опасные вещества в Уду и Селенгу и далее – в Байкал.

Ущерб, причинённый экологии, тогда оценили в девять миллионов рублей. В ходе исследований, которые проводил республиканский аналитический центр в апреле-сентябре 2014 года, удалось установить, что концентрация по нефтепродуктам и аммонию превышали предельную в десятки, а по фенолам и другим вредным веществам – в тысячи раз. Природоохранная прокуратура решила привлечь завод к ответственности и обратилась с иском в суд.

Вскоре предприятие продало «ядовитый водоём» частной компании с уставным капиталом в десять тысяч рублей. Однако выяснилось, что лицензии на обеззараживание отходов такого класса опасности у покупателя нет. После того, как владелец этой фирмы скончался, вопрос и вовсе «повис в воздухе». Впрочем, руководство ЛВРЗ неоднократно заявляло, что готово понести ответственность, если соответствующее решение примет суд. В начале 2015-го года требования прокуратуры к ОАО «Желдорреммаш» удовлетворили. 

ЛВРЗ обязали ликвидировать опасный отстойник. Однако предприятие оспорило это решение, заявив, что разбираться с «фенольным озером» теперь должен новый собственник. В итоге дело так и не сдвинулось с мёртвой точки. С предприятием велось судебное разбирательство. Поставить точку в этом вопросе решило руководство республики.

Против пиролиза

Из-за споров, кто должен ликвидировать отстойник, судьба опасных отходов до сих пор остаётся неизвестной. В середине сентября этого года состоялись общественные слушания, на которых из четырёх предложенных вариантов вроде как проголосовали за метод пиролиза – обезвреживание отходов термическим способом, не имеющее ничего общего со сжиганием. Это разложение отходов на химические элементы под действием высоких температур.

Однако многие активисты да и эксперты выступают против и призывают к тому же жителей бурятской столицы. Дело в том, что при пиролизе выделяется бензапирен, который и без  того отравляет воздух в Улан-Удэ в холодное время года. Если выбор падёт на него, то это будет происходить круглогодично на протяжении двух лет.

«Улучшение экологической ситуации»

В ЛВРЗ тем временем настаивают именно на пиролизе. Там отмечают, что «использование этой технологии реализуется в полностью бескислородной среде».

- Процесс не позволяет окислять и сжигать отходы. Его положительно оценило профессиональное научное сообщество. По договору, заключённому с ООО «ЛокоТех», подрядная организация ЗАО «Безопасные технологии» провела инженерные изыскания. Выполнен инвариантный анализ возможных методов ликвидации объекта, всего – 20 технологий обезвреживания, – сообщили в пресс-службе ЛВРЗ. – В результате работы узкопрофильных высококвалифированных специалистов по охране окружающей среды со стороны проектировщика (ЗАО «БТ») и заказчиков (ОАО «РЖД», ООО «ЛокоТех», АО «Желдорреммаш») разработан проект, направленный на значительное улучшение экологической ситуации в регионе.

Сейчас этот самый проект готовятся передать на рассмотрение  государственной экологической экспертизы. Специалисты должны дать всестороннюю оценку соблюдения экологического законодательства, воздействия на окружающую реду и мер защиты населения.

- Только после этого предусмотрено прохождение госэкспертизы и разработка рабочей документации. Работы по ликвидации фенольного озера входят в приоритет экологической политики ООО «ЛокоТех», которая нацелена на создание благоприятной экологической обстановки в регионах присутствия компании, – заявили на предприятии.

Автор: Артемий Иванов

Подписывайтесь

Получайте свежие новости в мессенджерах и соцсетях