Методы оценки и повышения эффективности персонала
Продуктивность сотрудников – базовый параметр, определяющий доходность компании. В связи с этим методы оценки эффективности персонала выступают ключевым аналитическим инструментарием для руководителей всех уровней. Выявление неэффективных или даже деструктивных элементов (например, инсайдеров) позволяет оптимизировать работу каждого отдельного специалиста и компании в целом, повысив ее конкурентоспособность. Ниже мы рассмотрим наиболее успешные решения, показавшие высокую результативность в компаниях любого масштаба и направления.
Внедрение KPI
Система ключевых показателей может быть реализована в любом виде – от доски в конференц-зале до специализированного ПО. Ее цель в том, чтобы каждый сотрудник точно знал, каких параметров он должен достичь в тот или иной момент времени. Например, для менеджера это может быть 50 звонков в день или 10 заключенных контрактов в неделю.
Оценка KPI в отчетный период предполагает поощрения (за выполнение и перевыполнение плана) и санкции (за показатели ниже установленных). Высокую эффективность в этом контексте показали планерки, на которых руководитель наглядно выделяет наиболее и наименее продуктивных сотрудников. Это качественно мотивирует остальных достигать поставленных KPI.
Распределение обязанностей и приоритетов
Как правило, эта задача решается кадровой службой совместно с руководством. Цель – исключить переработки и ситуацию, когда специалист выполняет непрофильные задачи. Например, когда веб-разработчик идет в бухгалтерский отдел и настраивает там засбоившую сеть, то есть делает то, что должен делать другой специалист – системный администратор.
Нагрузка должна быть не только целевой, но и сбалансированной. Вкупе с внедрением KPI эта методика показывает высокую эффективность, даже если у вас небольшая компания.
Разработка мотивационной системы
Технически данный метод является развитием двух предыдущих, потому что система мотивации невозможна без KPI и четкого распределения обязанностей. Это важный момент, о котором забывают многие руководители. Специалист, который точно знает не только свои «кнуты», но и «пряники», всегда работает эффективнее специалиста, у которого «пряников» попросту нет.
Самый простой вариант мотивационной системы – это премии и повышение заработной платы и/или повышение в должности. С другой стороны – тут нельзя перегибать, потому что в основе должностного повышения должны лежать принципы меритократии, а не выслуга лет.
Оценка и повышение квалификации
Важно, чтобы специалист развивался и уровень его профессионального мастерства рос с течением времени. Иначе компания «забронзовеет» и просто не сможет конкурировать с более прогрессивными аналогами.
Эта проблема решается проведением регулярных экзаменов и тестов на профпригодность. По итогам тестов специалистам могут назначаться курсы повышения квалификации. Сотрудники, по тем или иным причинам неспособные прогрессировать, должны быть заменены на более гибких и адаптивных.
Контроль доступа
Речь идет о турникетах с вахтерами, биометрических замках и любых других решениях, которые позволяют точно узнать – в какое время сотрудник пришел на работу, в какое время ушел, когда покидал офис и какие отделы посещал помимо собственного. Это решение поможет исключить опоздания, ранние уходы, простои и прогулы. А ведь именно такие моменты значительно снижают эффективность работы даже самых компетентных специалистов.
Дополнительно контроль доступа может служить защитой от инсайдерских сливов. В случае, если в компании много выездных сотрудников, продвинутым решением может стать установка GPS-маячков на служебные автомобили, а также выдача мобильным работникам GPS-трекеров.
Системы видеонаблюдения и прослушивания звонков
Эффективно используются в дополнение к контролю доступа. Потому что турникеты не позволят узнать, что специалист делает в том или ином кабинете. А биометрические замки, само собой, не дадут ответа на вопрос, насколько квалифицированно и компетентно ваши сотрудники общаются с клиентами по телефону или e-mail.
Видеонаблюдение и прослушивание не нарушают закон, потому что все технические средства коммуникации, которые использует сотрудник, принадлежат нанимателю. Это применительно в том числе и к переписке в личном аккаунте мессенджера, ведь работодатель арендует время сотрудника, и оно из личного становится рабочим.
Система учета рабочего времени и контроля персонала
Программа для слежения за компьютером представляет собой наиболее комплексное решение, которое может дополнять, либо частично заменять почти все из вышеприведенных методов. Такие программы записывают действия сотрудника за ПК – какие приложения он запускал, какие сайты открывал, сколько времени тратил на решение той или иной задачи. Плюс функция кейлогера.
Важно, что современные программы могут работать удаленно, при этом они будут активны только в рабочее время. Еще одна особенность – ПО выполняет свою миссию скрытно и никак не влияет на работу специалиста. Однако в зависимости от настроек оно может блокировать несанкционированные действия, либо делать скриншоты и высылать их с отчетами в режиме онлайн руководству.
Как качественно комбинировать методы повышения эффективности работы сотрудников
Существуют и другие полезные методы оценки и увеличения продуктивности персонала. Все они применимы, но во многом зависят от масштабов компании. Например, если у вас один офис – вряд ли видеонаблюдение вам поможет. А если у вас нет выездных сотрудников, то GPS-трекеры бесполезны.
С другой стороны, такие решения, как программы учета рабочего времени, будут уместны в любом случае. Особенно сейчас, когда многие компании работают с удаленными специалистами на аутсорсе и даже штатных сотрудников всё чаще переводят на удаленку. В дополнение к специализированному ПО методы выбираются, исходя из специфики и масштабов организации.