На родине трех глав буддистов России - селенгинском селе Ташир - открыл свои двери обновленный дом культуры. На реконструкцию ДК в рамках нацпроекта «Культура» была выделена самая большая сумма по республике – 13 миллионов рублей. Это связано с тем, что еще в советское время там построили большой клуб.
В пресс-службе министерства культуры Бурятии отмечают, что село Ташир, благодаря находящемуся в нем Иройскому дацану, давно стало административным и культурным центром благодатной Иройской долины.
- Знаменитым настоятелем Иройского дацана был Намжил Лайдапов. Именно он после сложения с себя полномочий Хамбо ламы легендарным Даши-Доржо Итигэловым стал 13-м лидером буддистов России. Поскольку это случилось летом 1917 года, Намжил Лайдапов оказался первым Хамбо ламой, которого не утверждал император России. Находясь на этой должности, уроженец Иройской долины выступал за открытие школ и издание книг, - сообщают в пресс-службе Минкульта.
Другой уроженец этих мест Цыгунжап Баниев тоже был в числе кандидатов на должность XIII Хамбо ламы. Но стал им в 1922 году. Имел большой опыт руководителя, поскольку при Хамбо ламе Иролтуеве во время его частых поездок и болезней исполнял его обязанности. Во времена Хамбо ламы Итигэлова, как ширээтэ много сделал для Тамчинского дацана. Внес вклад в российское востоковедение. Исследователю Позднееву оказал помощь и содействие в переводе трактата по тибетской медицине «Чжуд-ши».
- В 1889 году лето этого года я провел в Гусиноозерском дацане, где проверял свой перевод под руководством ширээтэ ламы этого дацана Баниева, - писал ученый.
В двадцатые годы Цыгунжап Баниев был на стороне консерваторов, в оппозиции обновленческому движению Агвана Доржиева.
16-м Хамбо ламой стал родившийся в местности Галтай выше села Удунга Данжа Мункожапов. Известен как высокобразованный философ и эмчи лама. Его отправили делегатом на первый духовный съезд в Шулутском дацане. Здесь в октябре 1922 года собрались буддисты бурят-монгольских областей ДВР и РСФСР и обсудили проблемы проведения реформ в бурятских дацанах. На съезде приняли: «Положение об управлении духовными делами буддистов в Сибири» и «Устав внутренней жизни монашествующих в буддийских хидах Сибири», создан центральный орган административного управления ламаистской церкви Бурятии — Центральный духовный совет (ЦДС).
Уже после образования нашей республики созывается II Духовный собор буддистов. Он прошел в декабре 1925 года в Верхнеудинске. На том соборе Данжа Мункожапов избирается на должность Хамбо ламы и председателем Центрального духовного совета (ЦДС) СССР. Тогда ламы приняли новый устав, положение о буддийском духовенстве в СССР, меры по улучшению духовного образования, организации быта лам на основе традиционных правил «Виная». 16-му Пандито Хамбо ламе пришлось претворять решения этого собора в трудных условиях становления молодого Советского государства. В конце января 1927 года в Москве прошел первый Всесоюзный духовный собор буддистов. На нем утвердили принятые на II Духовном соборе проект устава и положения о буддийском духовенстве в СССР.
Именно Данжа Мункожапов в 1927 году, в глубокой тайне провел проводы тела Хамбо ламы Итигэлова в местности Хухэ зурхэн в Иволгинском районе Бурятии. В августе 1928 года в Верхнеудинске прошел третий Духовный собор, где подвели итоги реформ за последние годы. В том же 1928 году к Мункожапову обратилось с просьбой разрешить съемки кино правительство Бурят-Монгольской АССР. Против съемок эпизодов фильма «Потомок Чингисхана» в Тамчинском дацане возражали ламы. Режиссер Всеволод Пудовкин попросил содействия у властей республики. Данжа Мункожапов не только разрешил, но и специально для съёмок перенёс время проведения мистерии Цам. Благодаря этому на киноэкране сохранились уникальные кадры из Тамчинского дацана. В нем же в декабре 1930 года Хамбо ламу Данжа Мункожапова арестуют сотрудники ОГПУ, вменяя антисоветскую деятельность. Почти год глава буддистов СССР проведет в тюрьме Верхнеудинска. В ноябре 1931 года Хамбо ламу приговорят к 10 годам лишения свободы. Для отбывания наказания этапируют в ИТЛ и МЗ УНКВД по Западно-Сибирскому краю, в народе это место называли просто Сиблаг. А в это время на родине Мункожапова, в Иройском сомоне начинается коллективизация, создано 13 артелей и коммун.
- Благодаря тому, что с 2008 года Иройский дацан возле Ташира возобновил службы лам, он снова стал местом культурно-исторического и духовного единения жителей Иройской долины. Дацан ежегодно становится инициатором проведения культурно-развлекательных мероприятий. Таких как Сурхарбан и турнир, посвященный XIII Пандито Хамбо ламе Намжилу Лайдапову, направленных на поддержание традиций и сохранение исторической памяти. В этих мероприятиях работники Таширского ДК принимают самое активное участие. Общественная жизнь в Ташире не замерла, как во многих других селах, - отмечают в министерстве культуры республики.